Развиваем слуховое внимание – значит, развиваем речь.
Умение сосредотачиваться на звуке -слуховое
внимание- очень важная особенность человека, без
которой невозможно слушать и понимать речь на любом языке.
Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются
стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и
замечательной памятью.
Способность
запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без
достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно
различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.
Развивать слуховое внимание очень важно с
раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.
По мнению
психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия умалыша. Это не означает, что нужно круглосуточно
слушать музыку, но иидеальной тишины быть не должно.
Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет таких импульсов, тем
активнее происходят мыслительные процессы нашего крохи.
Если
малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его
нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.
Очень многое зависит от матери и
от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую тактильную, зрительную и слуховую информацию
кроха получает именно от них.
При общении с мамой, малыш оживляется, и действительно,
эмоциональная подпитка, исходящая от
матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.
Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка
является умение находить источник звука. Уже в3 месяцамалютка поворачивает голову на голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться.
Это проявляется так называемый «комплекс оживления».
Сейчас самое времякупить погремушки с разными
мелодичными и не оченьмелодичными звуками.Они помогут не только
закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.
Периодически устраивайте и занятия по развитиюслуха у
ребенка.Погремите погремушкой
слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит
источник звука и потянется к нему
руками.
Одна из самых известных рекомендаций
по развитию слухового восприятия у ребенка - как можно больше с ним разговаривать.
Когда малютка
слышит родную речь, когдамамас ним разговаривает,
смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.
Постепенно
происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать
восприятие речи. И помогут вам в этомигры.
Упражнения
на развитие слухового внимания §Погремите,
привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в
поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.
§Встаньте
так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой.
На звук ребёнок должен повернуть голову.
§Окликайте
малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за
звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на
слух соотносить звук с местоположением его источника. Упражнения должны проводиться несколько раз в день,
регулярно.
Упражнения для детей от девяти месяцев.
Колокольчики на дверях.
Если вы на разные двери повесите колокольчики
с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в
ванную комнату, а теперь возвращаетесь в
салон, и он вас вскоре увидит.
Такое
ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать
причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание
колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.
Возраст
1,5–2 года
• Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а
мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем
поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть
покажет.
• Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем
долгий. Попросите ребенка повторить.
• Постучите в барабан быстро, затем медленно.
Предложите ребенку повторить.Учите
ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите
в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше
всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки,
поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.
• Предложите малышу похлопать в
ладоши в такт вашим ударам в бубен.
• Протяните звук «А-А-А», а затем
быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.
Используя своё слуховое внимание,
малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к
конкретной звуковой ситуации.
Постоянно развивая свою слуховую
память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные
мелодии, сказанную речь на любом языке.
Умение не
просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его
характерные особенности — очень важно для развития речи на двух
языках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий