Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат,
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
Это чудесное стихотворение И. Токмаковой, которое называется
«Ели».
В древней Руси ель была священным деревом, символом вечной жизни.
Но ель была как бы двуликой. С одной стороны ель – это защита
дома, защита обитателей дома от болезней, а с другой стороны – ель – это всё,
что связано с похоронами и смертью. Даже и сегодня можно встретить на любом
кладбище букеты из веток ели или сосны, которые кладут на могилу.
Считалось, что ель – дерево «женское». Существовал запрет на
посадку ели около дома, думали, что ель выживает из дома мужчин.
С елью связано много суеверий, например, что домовой живёт в
еловой ветке, подвешенной во дворе или, что под ель леший укладывает спать
заблудившихся в лесу детей.
В Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты
Артемиды.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как Кибела, богиня гор,
лесов и зверей, превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесённой ему
кабаном Зевса, в дерево. И под этим деревом она сидела и плакала до тех пор,
пока Зевс не пообещал ей, что оно станет вечнозелёной елью.
В книге «Русская ёлка: история, мифология, литература» профессора
филологии Е.В. Душечкиной рассказано много интересных и познавательных фактов о
том, как ель превратилась в новогоднюю и рождественскую ёлку.
Вот что пишет Е. В. Душечкина в своей книге:
«История превращения ели в рождественское дерево до сих пор
точно не восстановлено.Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории
Германии, где ель была во времена язычества почитаемым деревом. Поэтому ель и
стала у древних германцев сначала новогодним, а потом и рождественским символом
праздника.
Среди германских народов издревле существовал обычай идти на
Новый год в лес, где выбранную для обряда ель освещали свечками и украшали
цветными тряпочками. После этого вокруг дерева совершали обряды. Со временем
ель стали срубать и приносить в дом, а затем украшать яблоками, изделиями из
сахара и зажжёнными свечами.
Существует красивая легенда, что в рождественскую ночь все
растения отправились в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли
растущие неподалёку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы,
буки, берёзы, клёны, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты,
гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера
пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев
выглядела скромной Золушкой. Деревья делали всё возможное для того, чтобы
скрыть её от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось
движение звёзд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой,
опускались на ветки маленькой ёлочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.
Окончательно на территории Германии рождественская ёлка
появилась к середине XVIII
века.
А к началу XIX
века этот обычай стал распространяться по всей Европе.
Невозможно установить точное время, когда елка впервые была
установлена в русском доме.
В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом
Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в
России была устроена государём Николаем I в самом конце 1830 – х годов, а после этого её стали
устанавливать во всех знатных столичных домах.
Одна из самых привлекательных сказок о ёлке стала сказка
Гофмана «Щелкунчик», вышедшая в русском переводе в 1839 году под названием «Щелкун
орехов».
Книжка была напечатана с одной иллюстрацией на первой странице, на
которой изображён небольшой зал в немецком доме: на столе, покрытом белой
скатертью, стоит еловое деревце с зажжёнными на нём свечками и разложенными под
ним подарками, среди которых -
знаменитый Щелкунчик. Только что впущенные в комнату Мария и Ганс с восхищением
смотрят на ёлку.
Эта иллюстрация была одним из первых изображений
рождественской ёлки, появившейся в русской печати. Так иллюстрация к сказке «Щелкунчик»
послужила образцом для устройства ёлки в русских домах.
В начале 1840 – х годов, помимо Гофмана, русскому читателю
стали известны произведения и ряда других западноевропейских писателей, в
основе которых лежал сюжет, связанный с рождественской ёлкой.
В это время уже
были переведены на русский язык сказки Андерсена «Ёлка», описывающая
судьбу дерева, срубленного для детского праздника.
Сказка «Девочка с серными спичками», в которой
замерзающей рождественским вечером на городской улице бедной девочке – сироте чудится
прекрасная ёлка.
Читая «ёлочные» произведения
западноевропейской литературы, русские знакомились с немецким обычаем, и это
ускоряло его практическое усвоение.»
Советские писатели в середине прошлого века тоже писали о ёлке.
Пословицы
и поговорки о ёлке .
Ёлки приходят и уходят, а игрушки остаются.
Не ищи под дубом шишки, а под ёлкой – жёлуди.
Загадки
о ёлке и ели.
***
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(ель)
***
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от… (ёлки).
***
Колкую, зелёную
срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(ёлка)
***
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ёлка, ель)
***
Зимой и летом - одним цветом.
(ёлка, ель)
Украшает их народ,
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья! (Ёлки!)
***
Кто и летом и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку… (ель.)
Читайте ещё статьи в рубриках Воспитателям и педагогам. и Проект "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок."
Комментариев нет:
Отправить комментарий