вторник, 10 декабря 2013 г.

Сказки о ели.


Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат,
А внучата – ёлочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.

Это чудесное стихотворение И. Токмаковой, которое называется «Ели».

В древней Руси ель была священным деревом, символом вечной жизни.

Но ель была как бы двуликой. С одной стороны ель – это защита дома, защита обитателей дома от болезней, а с другой стороны – ель – это всё, что связано с похоронами и смертью. Даже и сегодня можно встретить на любом кладбище букеты из веток ели или сосны, которые кладут на могилу.

Считалось, что ель – дерево «женское». Существовал запрет на посадку ели около дома, думали, что ель выживает из дома мужчин.

С елью связано много суеверий, например, что домовой живёт в еловой ветке, подвешенной во дворе или, что под ель леший укладывает спать заблудившихся в лесу детей.

В Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды.

В одном из древнегреческих мифов  рассказывается о том, как Кибела, богиня гор, лесов и зверей, превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесённой ему кабаном Зевса, в дерево. И под этим деревом она сидела и плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что оно станет вечнозелёной елью.

В книге «Русская ёлка: история, мифология, литература» профессора филологии Е.В. Душечкиной рассказано много интересных и познавательных фактов о том, как ель превратилась в новогоднюю и рождественскую ёлку.

Вот что пишет Е. В. Душечкина в своей книге:
«История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлено.Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель была во времена язычества почитаемым деревом. Поэтому ель и стала у древних германцев сначала новогодним, а потом и рождественским символом праздника.

Среди германских народов издревле существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранную для обряда ель освещали свечками и украшали цветными тряпочками. После этого вокруг дерева совершали обряды. Со временем ель стали срубать и приносить в дом, а затем украшать яблоками, изделиями из сахара и зажжёнными свечами.

Существует красивая легенда, что в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалёку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, берёзы, клёны, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали всё возможное для того, чтобы скрыть её от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звёзд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой ёлочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.

Окончательно на территории Германии рождественская ёлка появилась к середине XVIII века.

 А к началу XIX века этот обычай стал распространяться по всей Европе.

Невозможно установить точное время, когда елка впервые была установлена в русском доме.

 В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская ёлка в России была устроена государём Николаем I в самом конце 1830 – х годов, а после этого её стали устанавливать во всех знатных столичных домах.

Одна из самых привлекательных сказок о ёлке стала сказка Гофмана «Щелкунчик», вышедшая в русском переводе в 1839 году под названием «Щелкун орехов».

 Книжка была напечатана с одной иллюстрацией на первой странице, на которой изображён небольшой зал в немецком доме: на столе, покрытом белой скатертью, стоит еловое деревце с зажжёнными на нём свечками и разложенными под ним подарками, среди которых  - знаменитый Щелкунчик. Только что впущенные в комнату Мария и Ганс с восхищением смотрят на ёлку.

Эта иллюстрация была одним из первых изображений рождественской ёлки, появившейся в русской печати. Так иллюстрация к сказке «Щелкунчик» послужила образцом для устройства ёлки в русских домах.



В начале 1840 – х годов, помимо Гофмана, русскому читателю стали известны произведения и ряда других западноевропейских писателей, в основе которых лежал сюжет, связанный с рождественской ёлкой. 

В это время уже были переведены на русский язык сказки Андерсена «Ёлка», описывающая судьбу дерева, срубленного для детского праздника. 



Сказка «Девочка с серными спичками», в которой замерзающей рождественским вечером на городской улице бедной девочке – сироте чудится прекрасная ёлка.

 Читая «ёлочные» произведения западноевропейской литературы, русские знакомились с немецким обычаем, и это ускоряло его практическое усвоение.»

Советские писатели в середине прошлого века тоже писали о ёлке.





Пословицы и поговорки о ёлке .
Ёлки приходят и уходят, а игрушки остаются.
Не ищи под дубом шишки, а под ёлкой – жёлуди.

Загадки о ёлке и ели.
***
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(ель)

***
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от… (ёлки).

***
Колкую, зелёную
срубили топором.
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом.
(ёлка)

***
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ёлка, ель)

***
Зимой и летом - одним цветом.
(ёлка, ель)

 ***
Украшает их народ,
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья! (Ёлки!)

***
Кто и летом и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку… (ель.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий