Всем известно, что когда ребёнок находится в
дошкольном возрасте, необходимо уделять
особенное внимание развитию речи.
Пересказ литературного произведения как нельзя лучше подходит для выполнения
этой задачи. Во время пересказа ребёнок
усваивает особенности языка, старается употреблять слова и словосочетания по аналогии.
Не буду писать о
важности в дошкольном возрасте научиться
пересказу, чтобы потом в школьный период не испытывать трудности, воспитатели и
родители прекрасно это знают и понимают.
Но не любая сказка или рассказ будут хороши
для пересказа. Необходимо подобрать литературное произведение, отвечающее
необходимыми требованиями:
· Доступное
и понятное детям содержание;
· Чёткая
композиция;
· Простой
и грамотный язык с использованием разнообразных языковых средств;
· Небольшой
объём.
Стихотворения не годятся для пересказа.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное
произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные эмоциональные переживания,
становится им близким, даже если содержание и не относится к их жизненному опыту.
Или текст произведения опирается на
имеющиеся у детей представления о жизни.
Ребёнку
легче осмыслить рассказ, а потом пересказать его, если он построен таким
образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть
подводит к другой и разъясняет ее.
В методической литературе обычно принято выбирать
для пересказа короткие рассказы русских
классиков, например, Л. Толстого, Д.
Ушинского и других. Да, они действительно хороши. Но рассказы советских и современных писателей, если их произведения
отвечают всем необходимым требованиям, тоже замечательно подходят для развития
речи дошкольников посредством пересказа.
Когда вы подобрали подходящий рассказ, прочтите его
детям, объясните непонятные слова и выражения, если они есть, а затем проведите
подготовительную работу, помогающую малышам пересказать текст произведения.
1. Рассмотрите
картинки в книге к литературному произведению, спросите детей:
· какой
эпизод изображён на данной картинке;
· какие
герои или герой изображены на картинке;
· что
он или они делают;
· какое
у него или у них выражение лица и почему.
2. Задайте
вопросы по содержанию произведения.
Вопросы
составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их
последовательность и наиболее значимые детали повествования.
3. Сосредоточьте
внимание ребёнка на языковом материале произведения:
· слова
– определения из текста;
· сравнительные
конструкции, отражающие характеристику предмета;
· образная
характеристика действий.
Например, образная характеристика героев: «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка»,
«мышка-норушка», «лягушка-квакушка» и т.д.
Снова прочитайте рассказ или сказку и попросите малыша пересказать. Если ребёнок затрудняется, начните пересказ сами, а ребёнок пусть продолжит. Если и в этом случае малыш всё равно испытывает трудности, то первую часть фразы проговорите сами, а ребёнок пусть продолжит предложение.
Успехов и терпения вам в обучении детей пересказу!
Читайте ещё статьи в рубриках Учимся пересказывать. и Воспитателям и педагогам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий