.

.

Перевод этого блога на другие языки.

четверг, 29 августа 2013 г.

Обучение пересказу.

методика, пересказ

Всем известно, что когда ребёнок находится в дошкольном  возрасте, необходимо уделять особенное внимание развитию  речи. 
Пересказ литературного произведения как нельзя лучше подходит для выполнения этой задачи. Во время пересказа  ребёнок усваивает особенности языка, старается употреблять слова и  словосочетания по аналогии. 
Не буду писать о важности  в дошкольном возрасте научиться пересказу, чтобы потом в школьный период не испытывать трудности, воспитатели и родители прекрасно это знают и понимают.

  Но не любая сказка или рассказ будут хороши для пересказа. Необходимо подобрать литературное произведение, отвечающее необходимыми требованиями:


·       Доступное и понятное детям содержание;
·       Чёткая композиция;
·       Простой и грамотный язык с использованием разнообразных языковых средств;
·       Небольшой объём.

Стихотворения не годятся для пересказа.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные эмоциональные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их жизненному опыту. Или  текст произведения опирается на имеющиеся у детей представления о жизни.

Ребёнку легче осмыслить рассказ, а потом пересказать его, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. 
В методической литературе обычно принято выбирать для пересказа  короткие рассказы русских классиков, например,  Л. Толстого, Д. Ушинского и других. Да, они действительно хороши. Но рассказы советских и  современных писателей, если их произведения отвечают всем необходимым требованиям, тоже замечательно подходят для развития речи дошкольников посредством пересказа.

Когда вы подобрали подходящий рассказ, прочтите его детям, объясните непонятные слова и выражения, если они есть, а затем проведите подготовительную работу, помогающую малышам пересказать текст произведения.

1.     Рассмотрите картинки в книге к литературному произведению, спросите детей:
·       какой эпизод изображён  на данной картинке;
·       какие герои или герой изображены на картинке;
·       что он или они делают;
·       какое у него или у них выражение лица и почему.

2.     Задайте вопросы по содержанию произведения.
Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования.

3.     Сосредоточьте внимание ребёнка на языковом материале произведения:
·       слова – определения из текста;
·       сравнительные конструкции, отражающие характеристику предмета;
·       образная характеристика  действий.
Например, образная характеристика героев:  «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «мышка-норушка», «лягушка-квакушка» и т.д.


 Снова прочитайте рассказ или сказку и попросите малыша пересказать. Если ребёнок затрудняется, начните пересказ сами, а ребёнок пусть продолжит. Если и в этом случае малыш всё равно испытывает трудности, то первую часть фразы  проговорите сами, а ребёнок пусть продолжит предложение.

Успехов и терпения вам в обучении детей пересказу!

Читайте ещё статьи в рубриках Учимся пересказывать. и Воспитателям и педагогам.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...