четверг, 21 июля 2016 г.

Как знакомить полилингвальных детей с русской классикой?


Я веду сообщество «Развитие речи. Двуязычие» на Facebook. И одна из читательниц задала мне вопрос: «Как знакомить полилингвальных детей с русской классикой?» Я решила не отвечать ей лично, а высказать своё мнение для всех.
Давайте сначала разберёмся с термином «русская классика» или «русская классическая литература». Под словом «русская» в этом словосочетании нужно понимать, что все произведения написаны либо русскими авторами, либо авторами, которые творили на русском языке. Далее идёт слово «классическая». А это значит, что произведение написано несколько десятков, а может быть и сотен лет назад.

Все мы видим, как современный мир становится другим прямо у нас на глазах. Язык тоже не статичен, он тоже меняется.  Появляются новые слова, а старые выходят из употребления и становятся устаревшими.  И чаще всего устаревшие слова встречаются именно в классической литературе, той, что выдержала испытанием временем, и не менее актуальна сегодня, чем тогда, много- много лет назад.

Если вы решили знакомить ребёнка с русской классической литературой, то, прежде всего, ребёнок должен очень хорошо знать русский язык, понимать  нюансы языка.

 Если русский язык вашего ребёнка не достаточно глубок, это легко исправить, поиграв с ним в предлагаемые игры. 

1.      Игра « Скажи по – другому».

Русский язык очень богат на оттенки значений слов. Для этого хорошо  поиграть  со словарём синонимов.

Например, предлагаем ребёнку понятные ему глаголы движения: бежать, падать, стучать. Ребёнок подбирает к этим словам синонимы и записывает их. Далее он смотрит в словаре синонимов, какие ещё слова предлагает словарь. С этими словами можно придумать предложения или даже маленький рассказ.

 

2.      Игра «Ассоциации».

Это упражнение на развитие ассоциативного мышления.

Даём ребёнку любое слово, а ребёнок должен рассказать какие ассоциации вызывает у него это слово. Например, слово «море». Ассоциации: солнце, пальма, путешествие, жара, песок и т.д.

 

3.      Игра «Найди лишнее слово».

Это  упражнение тренирует ребёнка узнавать однокоренные слова.

Даём ребёнку ряд однокоренных слов + одно слово, которое по смыслу подходит, но не является однокоренным, либо слово подходит по звучанию, то тоже не однокоренное. Задание: найди лишнее слово или несколько и  объясни, почему они лишние.

Например, книга – книжный – княгиня

Вода – водить – водяной – водный

4.      Игра  «Нарисуй картину словами».

 Это упражнение замечательно тренирует воображение.

Подбираем небольшие отрывки (примерно 4 – 6 строчек) из стихотворных произведений, например, А. Блока, А. Плещеева и др., читаем этот отрывок ребёнку, а потом просим рассказать, какую картину он представил.

Например: стихотворение А. Блока «Зайчик»
 «Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки…»

 

Конечно, нужно уточнить не только о времени года, но и о том, какая погода бывает в описываемое время в средней полосе России. И объяснить уже устаревшие слова «ложбинка», «тешили» и другие непонятные для ребёнка слова, если они есть.

 

Или ещё пример из стихотворения  А. Плещеева «Сельская песня»

«Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит.»

 

И только теперь, когда улучшен уровень знания русского языка, с какими произведениями знакомить ребёнка? Понятно, что нужно учитывать его возраст. И ещё, чем больше лет между годом сегодняшним и годом написания литературного произведения, тем сложнее оно для полилингвального ребёнка, тем больше там незнакомых слов и выражений.

 

Конечно, можно их объяснить ребёнку. Но если уровень непонятных слов большой, примерно 40-50% от уровня всех слов, например, в данной главе, то лучше разбить  произведение на несколько очень маленьких частей. И по предложениям, не торопясь читать и разбирать каждое слово или словосочетание. После того, когда все слова в тексте объяснены, снова прочитать текст и попросить ребёнка своими словами рассказать,  о чём ему было прочитано. Или попросить ответить его на вопросы по содержанию произведения. Это даст уверенность в том, что ребёнок понял, о чём писал автор.

 

Обязательно это произведение нужно читать вместе с ребёнком. Я считаю, что даже, если ребёнок сам умеет хорошо читать, то сложное классическое произведение должен читать для него взрослый,  чтобы ребёнок слышал правильную интонацию и не спотыкался на непонятных словах.

 

Все, кто учился в школе во времена Советского Союза и позже, помнят школьную программу по литературе, поэтому эти произведения не буду перечислять. Какие произведения добавились в список классической литературы? И Их тоже можно выбрать для чтения детям.

 

Для самых маленьких: произведения Евгения Чарушина, Софьи Прокофьевой, Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского и др..

Для детей чуть- чуть постарше: произведения Николая Носова, Эдуарда Успенского, Льва Кассиля, Виктора Драгунского и др..

Для младших подростков: произведения Аркадия Гайдара, Анатолия Рыбакова, Анатолия Алексина, Кира Булычёва и др..

Для подростков чуть старше: произведения Валентина Пикуля, Вениамина Каверина, Владимира Тендрякова  и др..

 

После того, как вы выбрали произведение, перечитайте его сами и подчеркните те слова в тексте, которые, по вашему мнению, будут незнакомы ребёнку. Если таких слов оказалось слишком много, то лучше отложить эту книгу и выбрать другую.

 

Перед тем как читать книгу,  необходимо рассказать ребёнку об эпохе и годах, о которых повествуется  в книге. Может быть, ваша мама или бабушка уже жили в эти годы, и у вас есть эти фотографии, покажите их ребёнку.  Если нет  необходимых фотографий того времени, их  можно найти в интернете и сделать небольшой экскурс в историю России для ребёнка.

 

Как правило, такая литература имеет нравственный аспект. Об этом обязательно нужно поговорить с ребёнком. Спросить его, а как бы он поступил на месте героя. Почему так, а не иначе?

 

Надеюсь, что я ответила на вопрос читательницы.

 

 

Моя статья на портате 

bilingual-online.net


Читайте ещё статьи в рубрике Двуязычие


1 комментарий:

  1. Хорошая тема, спасибо за ссылку на портал! Почитаю.

    ОтветитьУдалить