Все мы видим, как современный мир становится другим прямо у
нас на глазах. Язык тоже не статичен, он тоже меняется. Появляются новые слова, а старые выходят из
употребления и становятся устаревшими. И
чаще всего устаревшие слова встречаются именно в классической литературе, той, что
выдержала испытанием временем, и не менее актуальна сегодня, чем тогда, много-
много лет назад.
Если вы решили знакомить ребёнка с русской классической
литературой, то, прежде всего, ребёнок должен очень хорошо знать русский язык,
понимать нюансы языка.
Если русский язык
вашего ребёнка не достаточно глубок, это легко исправить, поиграв с ним в
предлагаемые игры.
1.
Игра « Скажи по – другому».
Русский язык очень богат на оттенки значений
слов. Для этого хорошо поиграть со словарём синонимов.
Например, предлагаем ребёнку понятные ему
глаголы движения: бежать, падать, стучать. Ребёнок подбирает к этим словам
синонимы и записывает их. Далее он смотрит в словаре синонимов, какие ещё слова
предлагает словарь. С этими словами можно придумать предложения или даже
маленький рассказ.
2.
Игра «Ассоциации».
Это упражнение на развитие ассоциативного
мышления.
Даём ребёнку любое слово, а ребёнок должен
рассказать какие ассоциации вызывает у него это слово. Например, слово «море».
Ассоциации: солнце, пальма, путешествие, жара, песок и т.д.
3.
Игра «Найди лишнее слово».
Это упражнение тренирует ребёнка узнавать
однокоренные слова.
Даём ребёнку ряд однокоренных слов + одно
слово, которое по смыслу подходит, но не является однокоренным, либо слово
подходит по звучанию, то тоже не однокоренное. Задание: найди лишнее слово или
несколько и объясни, почему они лишние.
Например, книга – книжный – княгиня
Вода – водить – водяной – водный
4.
Игра «Нарисуй картину словами».
Это
упражнение замечательно тренирует воображение.
Подбираем небольшие отрывки (примерно 4 – 6
строчек) из стихотворных произведений, например, А. Блока, А. Плещеева и др.,
читаем этот отрывок ребёнку, а потом просим рассказать, какую картину он
представил.
Например: стихотворение А. Блока «Зайчик»
«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки…»
Конечно, нужно уточнить не только о времени года, но и о
том, какая погода бывает в описываемое время в средней полосе России. И
объяснить уже устаревшие слова «ложбинка», «тешили» и другие непонятные для
ребёнка слова, если они есть.
Или ещё пример из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня»
«Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.»
И только теперь, когда улучшен
уровень знания русского языка, с какими произведениями знакомить ребёнка?
Понятно, что нужно учитывать его возраст. И ещё, чем больше лет между годом
сегодняшним и годом написания литературного произведения, тем сложнее оно для
полилингвального ребёнка, тем больше там незнакомых слов и выражений.
Конечно, можно их объяснить
ребёнку. Но если уровень непонятных слов большой, примерно 40-50% от уровня
всех слов, например, в данной главе, то лучше разбить произведение на несколько очень маленьких
частей. И по предложениям, не торопясь читать и разбирать каждое слово или
словосочетание. После того, когда все слова в тексте объяснены, снова прочитать
текст и попросить ребёнка своими словами рассказать, о чём ему было прочитано. Или попросить
ответить его на вопросы по содержанию произведения. Это даст уверенность в том,
что ребёнок понял, о чём писал автор.
Обязательно это произведение нужно
читать вместе с ребёнком. Я считаю, что даже, если ребёнок сам умеет хорошо читать,
то сложное классическое произведение должен читать для него взрослый, чтобы ребёнок слышал правильную интонацию и не
спотыкался на непонятных словах.
Все, кто учился в школе во времена
Советского Союза и позже, помнят школьную программу по литературе, поэтому эти
произведения не буду перечислять. Какие произведения добавились в список
классической литературы? И Их тоже можно выбрать для чтения детям.
Для самых маленьких: произведения
Евгения Чарушина, Софьи Прокофьевой, Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского и
др..
Для детей чуть- чуть постарше:
произведения Николая Носова, Эдуарда Успенского, Льва Кассиля, Виктора
Драгунского и др..
Для младших подростков: произведения
Аркадия Гайдара, Анатолия Рыбакова, Анатолия Алексина, Кира Булычёва и др..
Для подростков чуть старше:
произведения Валентина Пикуля, Вениамина Каверина, Владимира Тендрякова и др..
После того, как вы выбрали
произведение, перечитайте его сами и подчеркните те слова в тексте, которые, по
вашему мнению, будут незнакомы ребёнку. Если таких слов оказалось слишком
много, то лучше отложить эту книгу и выбрать другую.
Перед тем как читать книгу, необходимо рассказать ребёнку об эпохе и годах,
о которых повествуется в книге. Может
быть, ваша мама или бабушка уже жили в эти годы, и у вас есть эти фотографии,
покажите их ребёнку. Если нет необходимых фотографий того времени, их можно найти в интернете и сделать небольшой
экскурс в историю России для ребёнка.
Как правило, такая литература имеет
нравственный аспект. Об этом обязательно нужно поговорить с ребёнком. Спросить
его, а как бы он поступил на месте героя. Почему так, а не иначе?
Надеюсь, что я ответила на вопрос
читательницы.
Хорошая тема, спасибо за ссылку на портал! Почитаю.
ОтветитьУдалить