Мою статью под этим названием напечатали в октябрьском номере журнала " Все для образования" за 2012 год.
Журнал "Все для образования" октябрь 2012
Вот эта статья.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок вырос умным,
начитанным, развитым и т.д.. Но не все
родители понимают, что просто так с неба ничего не свалится вроде манны
небесной, что все эти чудесные качества у ребёнка необходимо развивать.
И в первую очередь необходимо воспитать у ребёнка любовь к книге, любовь к литературе. А там, где есть любовь к литературе, значит и речь
хорошо развивается. Если речь хорошо развита, значит и с логическим мышлением
всё в порядке. Если с логическим мышлением замечательно, то в перспективе у
этого ребёнка есть отличный шанс мягкой адаптации в нашей сложной взрослой
жизни.
Итак, с какого возраста начать воспитывать любовь к книге?
Можно начинать и с трёх месяцев, в период, так называемого,
оживления. Но я рекомендую с одного года. Поскольку первый год жизни младенца всегда
архитрудный (исхожу из своего опыта).
Берём примерно две – три детских книжки, сделанных из
картона или другого плохорвущегося или плохомнущегося материала для годовалых
детей и показываем картинки.
- Это солнышко. Где солнышко? Вот солнышко!
- Это бабочка. Где бабочка? Вот бабочка! И т.д..
Это делается для того, чтобы у ребёнка слился образ на
картинке и слово, его обозначающее.
Потом читаем текст,
который написан в книге на этой странице.
Далее вырезаем из зелёного картона, например, листочек.
Листочек закрыл улитку.
- Где улитка? Нету! (на втором году жизни лучше использовать
для общения с ребёнком слово «нету», а уже потом, когда речь хорошо
сформируется – литературное слово «нет») А вот она!
Поднимаем картонный листок и показываем ребёнку улитку.
Закрываем листочком нарисованный цветок.
- Где цветок? Нету! А вот он!
Поднимаем картонный листок и показываем цветок.
Закрываем листочком солнышко.
- Где солнышко? Нету! А вот оно!
Поднимаем картонный листок и показываем солнышко.
В данном упражнении ребёнок учится не только запоминать
названия предметов, животных или вещей, но и соотносить их образ с картинкой. А
ещё чувству русского языка. В данном случае:
деление существительных и местоимений по родам.
В такую игру можно играть с малышом постоянно.
Продолжительность игры 2 -5 минут.
Потом можно дать малышу самостоятельно
«почитать» книгу. Не забудьте, что малыш может грызть, лизать, тянуть и
пытаться порвать книжку, поэтому книга должна выдержать все «виды чтения».
Для ребёнка постарше подойдут сказки В. Сутеева, которые
снабжены картинками почти для каждого поворота сюжета сказки. После прочтения
книги и внимательного просмотра картинок, откройте начало сказки и попросите
малыша рассказать, что нарисовано на картинке.
Если ребёнок затрудняется в
формировании предложений, (но вы точно уверены, что смысл сказки был понят) то
помогите своему чаду. Начните предложение сами, а ребёнок пусть продолжит вашу
фразу.
Если у малыша что-то не получается, никогда не упрекайте, не
ругайте и не сравнивайте его с другими детьми! Помните, что каждый ребёнок
развивается в своём темпе.
Ребёнок растёт. Что дальше?
1.
Вечернее чтение, как
ежедневный ритуал перед сном.
Не более 10-20 минут.
2.
Посмотри на картинки и
расскажи, о чём мы читали вчера.
Вознаграждение за пересказ. (желательно что-то несъедобное)
3.
Поиграем с содержанием
книги.
Самодельные игры по содержанию. Самое необходимое условие: изготовление
игры вместе с ребёнком. Например, игра «ходилки».
Берём для игры лист картона любого размера. Фотографируем персонажей сказки с картинок из книжки, переносим на свой компьютер, распечатываем на цветном принтере, вырезаем, приклеиваем в разных местах картона, а затем рисуем дорожку препятствий.
Берём для игры лист картона любого размера. Фотографируем персонажей сказки с картинок из книжки, переносим на свой компьютер, распечатываем на цветном принтере, вырезаем, приклеиваем в разных местах картона, а затем рисуем дорожку препятствий.
«Ходилка» для сказки «Колобок». (Для
детей от трёх лет и старше)
Картинки.
Бабка, дед, домик, колобок, заяц, медведь,
волк, лиса, деревья, кусты.
Фишки.
Цветные пуговицы, мелкие игрушки от киндерсюрприза или что-то другое.
Кубик.
Сделать самостоятельно из картона, использовать кубик из строительного
набора.
На гранях кубика: одна точка, две
точки, три точки, красная грань – пропустить ход, зелёная грань – вперёд на
один или два шага по желанию играющего, синяя грань – назад на один или два
шага по желанию играющего. Можно придумать и другие задания для игроков.
Подготовка игры.
Приклеиваем на лист картона вырезанные картинки и рисуем дорожку
препятствий, разделённую на «ходы – шаги». Начало дорожки будет около домика
бабки и деда, дальше ( по ходу сказки) заяц, волк, медведь, лиса.
Дорогие родители, не делайте за ребёнка работу, которую он в состоянии
сделать сам!
И можно приступать к игре!
4.
Фотоальбомы с любимыми
книжками. (Похоже на читательский дневник.)
Сначала читаем ребёнку книгу, просим, чтобы он пересказал содержание по
картинкам, которые нарисованы в книге. Затем фотографируем и печатаем на принтере
обложку книги. Вырезаем картинку и приклеиваем в специальный фотоальбом
(тетрадь). Рядом записываем комментарии ребёнка.
Если ваш малыш ещё не умеет писать или ему сложно
написать длинный текст, то сделайте это сами под диктовку ребёнка. Напишите, что понравилось в книге, что запомнилось
больше всего, а что, может быть, не
понравилось.
Часто пересматривайте вместе с ребёнком весь фотоальбом. Обратите
внимание малыша на количество книг, которые вы уже прочитали. Вспомните вместе
какие-то смешные или грустные моменты из прочитанных книг.
5.
Создаём книгу сами. Подпись фотографий или комментарии к ним.
Например, вы посетили какое-то мероприятие (были в театре, были у бабушки
в гостях, были на экскурсии, в парке и.т.д.) Сделайте серию фотографий, как вы
пришли в это место, что вы там делали, что видели, что ели, какие эмоции
испытывали, а потом подпишите со слов ребёнка каждую фотографию.
Из отобранных
и прокомментированных фотографий составьте свою книгу, озаглавьте её.
Можно таким образом создать целую
библиотеку.
Читайте ещё статьи в рубриках "Развитие речи детей от 2 до 4 лет" и "Развитие речи детей от 4 до 6 лет."
Читайте ещё статьи в рубриках "Развитие речи детей от 2 до 4 лет" и "Развитие речи детей от 4 до 6 лет."
Комментариев нет :
Отправить комментарий