Русский философ Ильин сказал: «Сказка – это сон,
приснившийся нации.»
Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты,
похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы.
Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства
сюжеты волшебных сказок в реальной жизни много – много лет назад имели
отношение к древнейшим обрядам и ритуалам.
Сказки, как и сновидения,
обращаются к механизмам бессознательного. И в этом их самая большая сила.
Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания.
Например, как девочка из сказки «Хаврошечка» могла пролезть
через коровье ушко? И таких примеров можно привести множество.
Но, давайте рассмотрим русскую народную сказку « Гуси-лебеди»
с точки зрения отношения к древнейшим обрядам и ритуалам.
Вот как об этом пишет в своей книге «Золотая нить» С. В.
Жарникова – кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф.
«Гуси-лебеди уносят мальчика почти с порога родительского
дома в мир Бабы-Яги.
Баба-Яга обладает двойственной природой – она может помочь
герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва,
яг – жертвующий, пожертвователь.
Баба-яга держит нить
человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков»,
а может вернуться мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом
качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определённые испытания,
совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и
рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Сестра мальчика отправляется вслед за ним, и первое, что
встречается ей на пути, - печка – символ человеческого социального бытия.
Действительно, только человек поддерживает и получает огонь
искусственно, термически обрабатывает свою пищу.
В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно
полученного продукта питания. Печь и Хлеб – два символа человеческой общины, семьи.
Но героине сказки нужно выйти за пределы человеческого социума, и она не ест
ритуальный хлеб.
Далее на её пути
встречается яблоня. И снова символ, на этот раз здоровья, жизненной силы,
красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки из разных сказок). И вновь
героиня отказывается от того, что может задержать её в мире живых.
И в конце своего пути она встречает молочную реку с
кисельными берегами – страшное пограничье
двух миров.
Именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причём
последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным
киселём и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.
Не совершив поминального обряда, и не вкусив ритуальной
пищи, героиня сказки «Гуси-лебеди» вступила в пространство «межмирья», во
владения Бабы-Яги.
Поведение девочки и мальчика при возвращении в мир
людей - иное. Они пьют молоко, и едят
овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе
жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и
кроме того, забираются в печь.
Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и
сестрой.
Почему?
Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка
совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере.
Считается, что если грудной ребёнок перепутает день с ночью, постоянно плачет,
болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.
Обряд перепечения должны проводит два человека – самая старая
женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребёнок.
Собственно, ребёнок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка
же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую
печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После
этого ребёнок считается доведённым до необходимого состояния и как бы
родившимся заново.
На санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), а «paripacya» - быть сваренным, поджаренным, созревать.
Именно это и стремится
сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того
света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
В сказке «Гуси-лебеди»
брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают
зрелость и выходят из печи уже качественно новыми людьми.»
Замечательный анализ сказки с точки зрения обычаев и верований народа. Надо это и детям рассказывать. Так можно понять и запомнить многие процессы жизни. Я благодаря вам посмотрела на сюжет с новой стороны. Спасибо.
ОтветитьУдалить