.

.

Перевод этого блога на другие языки.

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Русская печка всему дому кормилица.


Занятие с презентацией по развитию речи для детей  старшей и подготовительной групп детского сада.

Цель:    закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи; 


Задачивырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:   
   загадок,  пословиц, сказок.
Развивать связную  речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям    
и  обычаям. 


Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Сивка-бурка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Рассматривание русской печи на слайдах  и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, лоскутное одеяло. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.

 Оборудование и материалы: слайды, 2 палочки с красными ленточками, квадратные листы бумаги по количеству детей в группе, наборы цветных карандашей и мелков по количеству детей в группе, маска козла.



Ход занятия:

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы.  А ещё печь  нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад.
Печка не только согревала помещение, но и была источником света. 
Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Традиционно женщина – хозяйка дома каждый день готовила еду и поддерживала  огонь в печи. Считалось, что  «помогали» ей в работе духи предков. Невидимые существа «подсказывали»  женщине, как правильно приготовить какое-то блюдо, отвар для лечения домашних животных или для лечения детей и мужа.

 Поэтому печка - это самая первая помощница и  советчица  хозяйки дома.
С русской печкой связано много народных обрядов. 

Например, когда перед свадьбой сваты приходили в дом  невесты, они сначала крестились на иконы, а потом прикладывали руки к печи. Это символизировало, что чужие люди хотят приобщиться к этой семье.

А если незнакомого человека в чьём-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим».
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
 Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Слайды  1-5.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь.
Слайд 6, 7.

Воспитатель:  Дети, отгадайте загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?
(печь)
Зимой  нет теплей, а летом  нет холодней.
(печь)
Шуба в избе, а рукав на улице.
(печь и труба)
Без чего печь не затопить?
(без дров)
В чём варили кашу, щи в русской печи?
(в чугунке)
Слайд 8.
Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?
(ухватом)
Слайд 9.

Воспитатель:  Давайте поиграем в игру «Печь и дрова.»

Подвижная игра «Печь и дрова.»

Сначала выберем, кто будет у нас печью.
Все дети встают вкруг, взявшись за руки, а один ребёнок – в центре. Дети идут по кругу и повторяют такие слова:
«Вытащил ухват из печи чугунок.»

Ребёнок, стоящий в центре круга, медленно двигается спиной в любую сторону к детям, идущим по кругу. С кем столкнётся ребёнок из центра круга – тот выбирается печью, остальные дети – дрова.

Ребёнок-печь берёт в каждую руку палочку (длина палочек 25-30 см.) с красными ленточками – это огонь  в печи и становится в центр круга.

Все остальные дети – это дрова в печи, которые образуют круг, двигаются по часовой стрелке и говорят отрывок из стихотворения Михаила Каткова «Русская печка как мама.»

Русская печка как мама,
Словно молитву творит.
Печь разжигается рано,
Пламенем жарко горит.

Далее, дети подходят к печке, не расцепляя рук.
Печка в течение одной минуты старается палочками дотронуться до детей – дров.
Печка не может сдвигаться с места. Можно только поворачиваться телом и крутить руками. Те дети, до которых дотронулась печка – выходят из игры.
Дети – дрова пытаются увернуться от печки.

После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

 Словообразовательное задание:  «Какая бывает каша?»

Воспитатель: Каша из манки…
Дети: манная.
Воспитатель: из гречки…
Дети: гречневая.
Воспитатель: из риса…
Дети: рисовая.
Воспитатель: из овса…
Дети: овсяная.
Воспитатель: из перловки…
Дети: перловая.
Воспитатель: из кукурузы…
Дети: кукурузная.
Слайд 10.

 Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание:   «Какие бывают пироги?»

Воспитатель: Пирог с капустой…
Дети: капустный пирог.
Воспитатель:  пирог с яблоками…
Дети: яблочный пирог.
Воспитатель:  пирог с грибами…
Дети: грибной пирог.
Воспитатель:   пирог с мясом…
Дети: мясной пирог.
Воспитатель:    пирог с ягодами…
Дети: ягодный пирог.
Слайд 11.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра « Угадай сказку.»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.
1.       « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»
( « Колобок»).
Слайд 12.

2.      « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»
 ( «Царевна - лягушка»)
Слайд 13.

3.      « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!»
( « Сивка - бурка»)
Слайд 14.

4.      « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»
(«По щучьему велению»)
Слайд 15.

5.      « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!».  А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» 
(«Заюшкина избушка»)
Слайд 16.

6.      « Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
 («Гуси - лебеди»)
Слайд 17.


Речевая игра  «Дополни предложения.»

Русская печь нужна для…
(для выпечки хлеба и пирогов,  для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…
(дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…
(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…
(освещения избы)

Воспитатель:   даже частушки есть о русской печи.

Частушки.

Эх, выйду плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.


Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею  - чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Воспитатель:    А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята».

Подвижная игра «Козёл и ребята.»

Выбирается один  ребёнок – Козёл. (Он надевает  маску козла.)
Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

 Козёл: Я – Козёл, ме-ме!
             Я в лес ходил.
             Я дрова рубил.
Дети: А зачем тебе дрова?
Козёл: Ме-ме, печь топить.
Дети: А зачем печь топить?
Козёл: Ме-ме, кашу варить.
Дети: А зачем кашу варить?
Козёл: Ме-ме, ребят кормить.
Дети: Не хотим мы каши!
Козёл: Ме-ме, накормлю!
             Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит.  До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.

После окончания игры дети садятся на стулья за столы, на которых приготовлены мелки, цветные карандаши для рисования и листочки в форме квадрата 10 на 10 см или 15 на 15 см.

Коллективная работа «Лоскутное одеяло.»

Воспитатель: Дети, вы, конечно, знаете, что на русской печке всегда спали и укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень – очень дорогой, поэтому даже сильно изношенная одежда шла вход.  Хозяйка выбирала не износившиеся части одежды, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточно количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на разные геометрические формы, чаще всего квадраты, а потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным. Потому что шилось из лоскутов – кусочков ткани.
Слайд 18.

Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло.

Каждый из вас раскрасит свой кусочек так, как он хочет. Можно нарисовать какую-то картинку, узор, геометрические формы, можно просто раскрасить в разные цвета. А ещё нарисовать клетку, полоску, цветочки, листики, горошки, ёлочки, домики, человечков  и всё, что вы сами захотите.

Когда дети заканчивают рисовать, все работы скрепляются между собой с обратной стороны с помощью скотча.

Коллективная работа переворачивается и все любуются получившимся «одеялом».




Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...