.

.

Перевод этого блога на другие языки.

четверг, 18 апреля 2013 г.

Добро и зло народных сказок.



Зачем современному ребёнку читать народную сказку?

Действительно, нужно ли современному ребёнку, который родился в 21 веке, читать народные сказки, где герои летают не в ракете, а на ковре – самолёте, ездят не на машинах, а на печках, скачут на серых волках и многое, многое другое.

И оказывается, что современные учёные и психологи говорят о том, что чтение русских народных сказок благотворно сказывается на психологическом состоянии малыша. Поэтому народную сказку необходимо читать ребёнку.

Почему?


1.      В сказке добро всегда побеждает зло.
Ребёнок учится сопереживать герою сказки, малыш делает самостоятельные выводы о добре и зле. Злой персонаж сказки, как правило, гибнет, а хороший – не только побеждает, но и чем-то вознаграждается.

2.      Сказка пробуждает в ребёнке сложные механизмы, которые помогают малышу противостоять стрессовым ситуациям.
 В народной сказке всегда присутствует глубинный смысл, который воздействует на ребёнка на подсознательном уровне.
В волшебных сказках  главный герой должен преодолеть какие-то препятствия, чтобы дойти до цели. Очень часто сказочный герой, как любой  человек не верит в свои силы или боится чего-то или кого-то. Но в итоге, наш герой преодолевает все препятствия на пути и достигает поставленной цели.
Волшебная сказка, как бы подготавливает малыша, у которого ещё нет своего жизненного опыта, к будущей взрослой жизни, где будут препятствия на пути к цели, где может быть страх преодоления цель или страх неизвестности.

3.      Страшные эпизоды в сказках.
Действительно, в сказках очень много достаточно страшных эпизодов, например, Баба – Яга хочет зажарить и съесть мальчика.
И в реальной жизни такое поведение неприемлемо, но в сказке – это нормально. Дети, слушая о таких странных «жестокостях» на подсознательном уровне как бы «разряжают» свои страхи.

А вот один эпизод из реальной жизни.
Одна мама решила оградить своего ребёнка от жестокостей в сказках, поэтому все сказки для её девочки были переделаны. Например, в сказке о Красной Шапочке волк не съедал девочку, и Красная Шапочка убегала. Так было со всеми героями, которые попадали в трудные ситуации в сказках.

В пятилетнем возрасте девочка была чрезвычайно пуглива, ей сложно было общаться и с детьми, и со взрослыми, её направили на консультацию к психологу.

Убирая из сказок «страшные» эпизоды, заботливая мама убрала самое главное: конфликт и способность ему противостоять, страх за героя, опыт смерти и возрождения. И сказка после таких изменений уже не могла выполнять свою психотерапевтическую функцию.


Читайте ещё статьи в рубрике   Проект "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок."


2 комментария :

  1. А как воспринимать насилие в сказках?
    Например сказка про "Кота, козла и барана"
    Цитирую: "Била меня хозяйка, уши выдирала, ноги приломала да еще и удавить обещала"
    А как объяснить поступки Емели?
    Цитирую: "А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он знай сани погоняет".
    А потом "Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
    Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
    — По щучьему веленью,
    По моему хотенью —
    ну-ка, дубинка, обломай им бока...
    Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь"
    Вот вам и МОРАЛЬ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отличный вопрос. Помните пословицу: "Сказка - ложь, да в ней намёк..." Это означает, что нельзя всё, что пишут в сказке воспринимать буквально. Например, Ваш пример про Емелю "А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он знай сани погоняет". Это может означать, что Емеля пошёл своим жизненным путём, не похожим на жизненные пути других людей. Пошёл по другой жизненной дороге, которая совсем непонятна окружающим.Люди ему говорят, чтобы он остановился. Но Емеля продолжает идти своей дорогой.
      Ещё можно привести пример с мышкой. В сказках мышка всегда выступает в роли маленькой помощницы. Но если представить, что в Вашей реальной жизни, например, на кухне Вы увидели мышь. Какая будет у Вас реакция? Уж точно Вы не захотите покормить её сыром или другой вкусной едой. Наверняка побежите за мышеловкой. А в сказке совсем иначе. Мышка - это милый маленький друг и помощник. Герои сказок, как правило, не бегут за мышеловкой, а приносят мышке вкусную еду. Надеюсь, что ответила на Ваш вопрос.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...