Какую методику обучению пересказу выбрать, чтобы и
детям было интересно, и воспитатели, и родители могли научить наших малышей с
лёгкостью пересказать любое литературное произведение?
Я пользуюсь
методикой, которую предложил профессор Л. Венгер и считаю её наиболее удачной.
Дети на таких занятиях уверенны в своих способностях, не боятся
пересказывать. В рамках занятия можно
попросить пересказать не только наиболее активных детей, но и среднеактивных и
даже малоактивных. Это происходит из-за того, что среднее время, которое
ребёнок затрачивает на пересказ,
значительно сокращается за счёт пауз для обдумывания дальнейших фраз.
Среднеактивные и малоактивные дети, прослушав несколько раз данное
произведение, рассказанное более
активными ребятами, не боятся и сами пересказать рассказ или сказку.
Профессор
Л. А. Вегер утверждает, что наиболее эффективно для успешного пересказа
использовать картинно – графический план или пиктограммы.
Картинно – графический план или пиктограммы выступают как средство мнемотехники.
Мнемотехника
( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) –
система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ещё для сохранения
и воспроизведения информации.
Основные требования
для составления картинно – графического плана или пиктограмм:
·
картинно-графический
план должен последовательно отражать содержание произведения;
·
графические изображения должны быть легкоузнаваемыми;
·
пиктограмма должна усиливать
характерные черты изображаемого предмета;
·
общее количество картинок к одной сказке или рассказу не должно превышать 6
или 8 для детей дошкольного возраста.
Опора на картинку или пиктограмму способствует
активизации у ребёнка зрительного и
слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее
воспроизводить последовательность событий, делает высказывания малыша более выразительными, эмоциональными, информативными и даже формирует навык контроля и самоконтроля
за построением высказываний.
Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы
нарисовать картинно – графический план рассказа. Все образы рисуйте схематично
или даже можно использовать разные геометрические фигуры. Главное, чтобы малыши
запомнили, что, например, круг – это колобок, овал – это зайчик, прямоугольник
– это волк.
Лучше всего, если сами дети предлагают, что конкретно
необходимо нарисовать для данной картинки и как это изобразить. Мыслительная
деятельность детей в данной ситуации
проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою
литературного произведения. В этом случае, нет необходимости специально
запоминать, какая геометрическая фигура или схематическое изображение
соответствует данному герою произведения. Всё запоминается как бы само собой.
Воспитатель на глазах у детей рисует на
демонстрационной доске картинно – графический план произведения, а дети
говорят, что необходимо нарисовать.
Далее
воспитатель читает произведение ещё раз, показывая на готовом картинно
–графическом плане соответствующие картинки.
Первыми пересказывают произведение, глядя на
картинно – графический план, самые активные дети. Остальные слушают пересказ,
следя за планом, нарисованном на демонстрационной доске.
Далее пересказывают литературное произведение
среднеактивные, а затем и малоактивные дети.
Вне всякого сомнения, у воспитателя
нет возможности опросить всех детей в группе.
Нетрадиционный способ работы с родителями после проведения занятия
по обучению пересказыванию.
Сейчас во многих семьях есть компьютер с доступом к
интернету, поэтому многие или даже все родители имеют электронную
почту. Воспитатель может послать родителям на электронную почту отсканированный текст
литературного произведения и картинно - графическую схему к нему, чтобы
родители уже дома попросили ребёнка рассказать данный рассказ или сказку.
Пусть
малыш перескажет произведение не только родителям, но и бабушкам, дедушкам,
другим родственникам.
С каждым разом пересказ литературного произведения
будет всё чётче и увереннее.
Успехов всем и терпения в обучении детей пересказу!
Читайте ещё статьи в рубриках Учимся пересказывать. и Воспитателям и педагогам.
Благодарю за нетрадиционный способ работы с родителями:)
ОтветитьУдалить