.

.

Перевод этого блога на другие языки.

пятница, 30 августа 2013 г.

Мнемотехника для обучения пересказу.



Какую методику обучению пересказу  выбрать, чтобы и детям было интересно, и воспитатели, и родители могли научить наших малышей с лёгкостью пересказать любое литературное произведение?

 Я пользуюсь методикой, которую предложил профессор Л. Венгер и считаю её наиболее удачной.

Дети на таких занятиях  уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать. В рамках  занятия можно попросить пересказать не только наиболее активных детей, но и среднеактивных и даже малоактивных. Это происходит из-за того, что среднее время, которое ребёнок затрачивает на пересказ,  значительно сокращается за счёт пауз для обдумывания дальнейших фраз. Среднеактивные и малоактивные дети, прослушав несколько раз данное произведение,  рассказанное более активными ребятами, не боятся и сами пересказать рассказ или сказку.

 Профессор Л. А. Вегер утверждает, что наиболее  эффективно для успешного пересказа использовать картинно – графический план или пиктограммы.



Картинно – графический план или пиктограммы   выступают  как средство мнемотехники.

Мнемотехника ( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ещё для сохранения и воспроизведения информации.

Основные требования для составления картинно – графического плана  или пиктограмм:
·       картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;
·        графические  изображения должны быть легкоузнаваемыми;
·       пиктограмма должна  усиливать характерные  черты  изображаемого предмета;
·       общее количество картинок к одной сказке или рассказу не должно превышать 6 или 8  для детей дошкольного возраста.

 Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания  малыша более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы нарисовать картинно – графический план рассказа. Все образы рисуйте схематично или даже можно использовать разные геометрические фигуры. Главное, чтобы малыши запомнили, что, например, круг – это колобок, овал – это зайчик, прямоугольник – это волк.

Лучше всего, если сами дети предлагают, что конкретно необходимо нарисовать для данной картинки и как это изобразить. Мыслительная деятельность детей  в данной ситуации проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою литературного произведения. В этом случае, нет необходимости специально запоминать, какая геометрическая фигура или схематическое изображение соответствует данному герою произведения. Всё запоминается как бы само собой.

Воспитатель на глазах у детей рисует на демонстрационной доске картинно – графический план произведения, а дети говорят, что необходимо нарисовать.

 Далее воспитатель читает произведение ещё раз, показывая на готовом картинно –графическом плане соответствующие картинки.

Первыми пересказывают произведение, глядя на картинно – графический план, самые активные дети. Остальные  слушают пересказ, следя за планом, нарисованном на демонстрационной доске.
Далее пересказывают литературное произведение среднеактивные, а затем и малоактивные дети. 
Вне всякого сомнения, у воспитателя нет возможности опросить всех детей в группе.

Нетрадиционный способ  работы с родителями после проведения занятия по обучению пересказыванию.

Сейчас во многих семьях есть компьютер с доступом к интернету, поэтому  многие  или даже все родители имеют электронную почту. Воспитатель может послать родителям  на электронную почту отсканированный текст литературного произведения и картинно - графическую схему к нему, чтобы родители уже дома попросили ребёнка рассказать данный рассказ или сказку. 
Пусть малыш перескажет произведение не только родителям, но и бабушкам, дедушкам, другим родственникам.
С каждым разом пересказ литературного произведения будет всё чётче и увереннее.

Успехов всем и терпения в обучении детей пересказу!


Читайте ещё статьи в рубриках Учимся пересказывать. и Воспитателям и педагогам.




1 комментарий :

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...