.

.

Перевод этого блога на другие языки.

среда, 13 августа 2014 г.

Составляем рассказ по сюжетной картине.



Рассказ по сюжетной картине не только у детей, но и у многих  взрослых вызывает затруднения.  

  Часто   родители  говорят, что не разбираются в живописи, что и сами могут сказать о картине только два слова: нравится или не нравится, красиво или не красиво.

Но  всё не так сложно, как вы думаете!


Конечно, перед тем, как проводить с ребёнком такое занятие, родителям необходимо подготовиться. Нужно найти подходящую картину для составления рассказа. 

  Изображение на картине должно быть понятно малышу, вызывать какие-то эмоции, либо воспоминания из личного опыта или из известных  ему художественных произведений.

 При отборе картин для рассказа пользуйтесь следующими правилами:
·        Желательно, чтобы картина была нарисована великими художниками  в стиле жанровая живопись, чтобы ребёнок приобщался с раннего возраста к искусству, проверенному временем.
·        Можно использовать и картины современных художников, а также художников -иллюстраторов, которые рисуют картинки для детей.
·        Действие, изображённое на картине должно быть понятно современному ребёнку. Если  события на картине непонятны ребёнку, даже если вы ему   рассказываете, что происходит  или может произойти с героями картины, такую картину лучше не использовать для рассказа.
·        На картине изображены дети.
·        На картине изображены животные.
·        На картине изображены дети и животные.

 И вот вы подобрали картину, например, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Взрослый предлагает малышу посмотреть на картину. Не нужно ничего говорить или объяснять в первые 2- 3 минуты, пока малыш рассматривает картину. После того, как ребёнок перевёл свой взгляд от картины на другие предметы, можно начинать задавать ему вопросы. (В скобках приведены примерные ответы ребёнка).

Вопросы.
1.      Понравилась тебе картина? (да)
2.      Где происходит действие, нарисованное на картине? (в лесу)
3.      Какие деревья растут в этом лесу? (сосны)
4.      Если в лесу растут только сосны, как называется такой лес? (сосновый)
5.      Какое время года изображено на картине? (лето)
6.      Почему ты понял, что это лето? (видна яркая зелёная трава, медведи зимой спят в берлоге и не гуляют по лесу)
7.      Какое время суток изображено на картине? (утро)
8.      Почему ты понял, что это утро? ( Солнце ещё не поднялось высоко в небо, поэтому лес полностью не освещён яркими солнечными лучами. Солнце падает только на высокие макушки сосен.)
9.      Как ты думаешь, почему высокая сосна упала и разломилась на две части? (Видимо, была гроза с громом и молнией. И одна молния попала прямо в дерево, поэтому сосна упала и разломилась на две части.)
10.   Кто изображён на картине? (медведи)
11.   Сколько медведей на картине? (4 медведя)
12.   Все четыре медведя одинаковые? (Нет.)
13.   Как ты думаешь,  большой медведь – это мама медведица или папа медведь? (мама медведица)
14.   Кто остальные три медведя? (Это медвежата)
15.   Что делают медвежата? (Два медвежонка залезли на поваленное дерево и хотят кататься на нём как на горке, а третий ещё не залез, но тоже хочет к ним присоединиться.)
16.   Что делает мама медведица? (Она ругает медвежат.)
17.   Почему мама - медведица ругает медвежат? (Волнуется за них. Боится, что медвежата ещё очень неуклюжие, что они упадут с поваленного дерева и получат травму.)
18.   Как ты понял, что мама - медведица ругает медвежат? (Медведица смотрит на медвежат, которые залезли на поваленное дерево, пасть у неё открыта и  видны зубы. Чувствуется, что ей не нравится поведение медвежат, она злится. А медвежата, которые залезли на поваленное дерево, смотрят на маму медведицу.)
19.   Как ты думаешь, медвежата послушались свою маму и слезли с поваленного дерева? (нет)
20.   Как ты думаешь, мама - медведица накажет медвежат за непослушание? (да)
21.   Как может мама медведица наказать медвежат? (отшлёпает их по попе)
22.   А ты всегда слушаешься свою маму? (ответ ребёнка из личного опыта)
23.   Что делает твоя мама, если ты её не слушаешься? (ответ ребёнка из личного опыта)

Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, то ответьте на него сами.
Предложите малышу ещё раз внимательно рассмотреть все детали на картине, а потом составить рассказ.

Напомните ребёнку план рассказа по сюжетной картине.
1.      Где и в какое время происходит нарисованное на картине действие?
2.      Кто нарисован на картине?
3.      Что они делают?
4.      По каким признакам мы понимаем, что происходит на картине?
5.      Что может произойти потом, через некоторое время?
6.      Твоё отношение к происходящему.

 Если ребёнок всё равно затрудняется, то начните фразу сами, а ребёнок её закончит. Задавайте наводящие вопросы, хвалите малыша даже за самые незначительные успехи.

Попросите ребёнка рассказать ещё раз, например, для бабушки.

Читайте ещё статьи в рубрике Развитие речи детей от 4 до 6 лет.

4 комментария :

  1. Светлана, спасибо большое за пост! Очень люблю систематическую информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Мой сын только с 6 лет стал составлять рассказ по картинке. Отмечу, что на вопросы он мог ответить и раньше (хотя не любил), но вот придумывать несколько предложений начал недавно. Причем я поняла, что картинка должна быть не статичной, а динамичной, тогда его фантазия позволяет ему додумывать сюжет.

    Вероятно, это одно из тех умений, до которых надо дозреть, но и помощь мамы нужна, ее личный пример

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...