Разговор начинается со взгляда.
Что мешает развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Это не теория, а мой практический опыт — и как специалиста, и как человека, искренне любящего и понимающего этих детей.
Очень часто родители и даже специалисты делают несколько типичных ошибок, сами того не замечая. Но именно они могут тормозить появление речи. Давайте разберёмся вместе.
❌ Ошибка №1: «Он должен сначала заговорить словами»
Многие ждут, когда ребёнок «просто начнёт говорить». Но речь не начинается со слов.
✅ Речь начинается с взглядов, жестов, мимики, звуков, звуков-подражаний.
Если ребёнок смотрит, указывает, подражает движениям — это уже коммуникация!
👉 Помните: сначала — интерес к общению, а уже потом — слова.
❌ Ошибка №2: «Он и так всё понимает, зачем проговаривать?»
Ребёнок вроде бы всё делает правильно: идёт в ванну, садится есть. И родители решают: «Зачем повторять? Он и так понял».
❗️Но без регулярного озвучивания действий и предметов ребёнок не услышит, как это называется.
✅ Говорите вслух:
– «Пойдём в ванну. Это вода. Это мыло.»
– «Ты хочешь яблоко? Вот яблоко. Я режу яблоко.»
Чем больше вы проговариваете — тем богаче его пассивный словарь, а значит, и шаг к активной речи ближе!
❌ Ошибка №3: «Он должен говорить правильно. Не "би", а "машина".»
Слишком ранние требования к «правильности» могут тормозить спонтанную речь.
👉 Если ребёнок говорит «би» на «машину» — радуйтесь! Это уже попытка.
✅ Повторите за ним и дайте модель:
– «Да, это би! Это машина. Бип-бип!»
Главное — желание общаться, а не идеальное произношение.
❌ Ошибка №4: «Я лучше сам(а) сделаю, чем ждать, пока он скажет»
Родители часто опережают желания ребёнка:
– подают стакан до того, как он попросит;
– включают мультик без сигнала от него.
❗️А ребёнок теряет мотивацию просить.
✅ Немного «подзависнуть» — это полезно! Ожидание в 3-5 секунд может дать шанс:
– на взгляд,
– на жест,
– на звук.
Дайте ребёнку возможность включиться в коммуникацию.
❌ Ошибка №5: «Он не понимает — я не буду с ним разговаривать»
Это самая грустная ошибка. Когда кажется, что «бесполезно».
❗️Но ребёнок всё чувствует. Даже если не отвечает, он впитывает слова, интонацию, эмоции.
✅ Говорите с ним с любовью. Даже если он не смотрит в глаза. Даже если не повторяет.
Речь — это отношения. А не просто слова.
🧡 Подведём итог
Ошибки — это нормально. Главное — заметить их и начать что-то менять.
И помните:
✨ Каждый ребёнок может научиться общаться. Просто путь у всех разный.
✨ Вы — главный помощник в этом пути.
✨ И даже маленький шаг — это уже успех!
Если вы хотите задать вопрос и общаться с такими же мамами подписывайтесь в чат общения
Читайте еще статьи в рубрике Аутизм. Обучение особенного ребёнка.
Комментариев нет :
Отправить комментарий