.

.

Перевод этого блога на другие языки.

понедельник, 14 апреля 2025 г.

5 ошибок, которые мешают развитию речи у детей с РАС

 


Разговор начинается со взгляда.

Что мешает развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Это не теория, а мой практический опыт — и как специалиста, и как человека, искренне любящего и понимающего этих детей.

Очень часто родители и даже специалисты делают несколько типичных ошибок, сами того не замечая. Но именно они могут тормозить появление речи. Давайте разберёмся вместе.



❌ Ошибка №1: «Он должен сначала заговорить словами»

Многие ждут, когда ребёнок «просто начнёт говорить». Но речь не начинается со слов.
✅ Речь начинается с взглядов, жестов, мимики, звуков, звуков-подражаний.
Если ребёнок смотрит, указывает, подражает движениям — это уже коммуникация!
👉 Помните: сначала — интерес к общению, а уже потом — слова.


❌ Ошибка №2: «Он и так всё понимает, зачем проговаривать?»

Ребёнок вроде бы всё делает правильно: идёт в ванну, садится есть. И родители решают: «Зачем повторять? Он и так понял».
❗️Но без регулярного озвучивания действий и предметов ребёнок не услышит, как это называется.
✅ Говорите вслух:
– «Пойдём в ванну. Это вода. Это мыло.»
– «Ты хочешь яблоко? Вот яблоко. Я режу яблоко.»

Чем больше вы проговариваете — тем богаче его пассивный словарь, а значит, и шаг к активной речи ближе!


❌ Ошибка №3: «Он должен говорить правильно. Не "би", а "машина".»

Слишком ранние требования к «правильности» могут тормозить спонтанную речь.
👉 Если ребёнок говорит «би» на «машину» — радуйтесь! Это уже попытка.
✅ Повторите за ним и дайте модель:
– «Да, это би! Это машина. Бип-бип!»

Главное — желание общаться, а не идеальное произношение.


❌ Ошибка №4: «Я лучше сам(а) сделаю, чем ждать, пока он скажет»

Родители часто опережают желания ребёнка:
– подают стакан до того, как он попросит;
– включают мультик без сигнала от него.
❗️А ребёнок теряет мотивацию просить.
✅ Немного «подзависнуть» — это полезно! Ожидание в 3-5 секунд может дать шанс:
– на взгляд,
– на жест,
– на звук.

Дайте ребёнку возможность включиться в коммуникацию.


❌ Ошибка №5: «Он не понимает — я не буду с ним разговаривать»

Это самая грустная ошибка. Когда кажется, что «бесполезно».
❗️Но ребёнок всё чувствует. Даже если не отвечает, он впитывает слова, интонацию, эмоции.
✅ Говорите с ним с любовью. Даже если он не смотрит в глаза. Даже если не повторяет.
Речь — это отношения. А не просто слова.


🧡 Подведём итог

Ошибки — это нормально. Главное — заметить их и начать что-то менять.
И помните:
Каждый ребёнок может научиться общаться. Просто путь у всех разный.
Вы — главный помощник в этом пути.
✨ И даже маленький шаг — это уже успех!


Если вы хотите задать вопрос и общаться с такими же мамами подписывайтесь в чат общения

Читайте еще статьи в рубрике Аутизм. Обучение особенного ребёнка.

Магазин пособий для когнитивного развития особенных детей NeuroSmartSpecial


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...