.

.

Перевод этого блога на другие языки.

среда, 4 июня 2025 г.

Как читать, если ребёнок не хочет слушать.


Как читать Пушкина ребёнку с аутизмом, если он не хочет слушать.
"У лукоморья дуб зелёный…" — и в этот момент мама уже закрывает книгу. Потому что ребёнок сам закрывает книгу, закрывает рот маме своей ладошкой, отворачивается, уходит, кричит или просто будто «не слышит».

Если вы мама ребёнка с аутизмом и узнали в этом себя, вы не одна. 
И это не означает, что сказки не для вас!
Просто классическое чтение "по тексту" не всегда подходящий путь. Особенно, если у ребёнка низкий уровень речевого и сенсорного восприятия.

Почему ребёнок "не слушает"?
    • Перегруз от длинных текстов. Это типично для детей с РАС.
    • Слуховой канал слабее, чем визуальный или тактильный.
    • Нет ощущения смысла. Ребёнку кажется, что сказка "ни о чём".

Что должна в этот момент понимать мама, читающая сказку:
1. Главное  - это не текст, а вибрация моего голоса.
2. Сказка Пушкина может не быть понята, но она может быть прочувствована.
Ритм стиха Пушкина, образы сказки, ваш голос при чтении сказки - это энергия, которую чувствуют даже те дети, которые не говорят и почти не понимают речь.

Что можно сделать вместо "чтения"
1. Сказка как игра
    • Возьмите 1–2 строки любые. Лучше брать те, что вам самой больше всего нравятся. (например, «Дуб зелёный»).
    • Нарисуйте с ребёнком «дуб» (даже если он не рисует, вы рисуете сами).
    • Покажите руками, где у дерева корни, где листья.  А это уже обучение!

2. Сказка как ритуал
    • Читайте одну и ту же строчку в одно и то же время.
    • Делайте из этого якорь, например: «Сейчас вечер — значит, наш дуб зовёт нас!»

3. Сказка как фон
Читайте сами, но торопясь, и с выражением, с паузами. Не ребёнку читайте, читайте себе, но в его присутствии.
Даже если он играет рядом, он впитывает ваше состояние, вашу интонацию, вашу теплоту.

4. Сказка через пиктограммы и движение со звуками.
    • Сделайте простые карточки к тому отрывку, что вы читаете. Например, простые картинки: «Кот», «Цепь», «Море».
  * Показывайте по одной во время чтения.
   * Добавьте движения: кот идёт, море качает.
   * Покажи как идет кот. Если ребёнок не понимает, то берёте его за руку и медленно идёте по комнате. И при этом говорите при каждом вашем шаге слово "идёт". 
   * возьмите игрушку ( куклу, мишку, кота с ногами, которые можно переставлять. Желательно, чтобы игрушка была мягкой.)  Сядьте напротив ребёнка. Возьмите игрушку за ноги и переставляйте ноги игрушки таким образом будто игрушка идёт. Игрушка должна идти по направлению к ребёнку. Вы в это время всё время проговариваете слово "идёт". Говорите не торопясь, делая акцент на первом звуке "и". Когда ваша игрушка "дошла" до ребёнка, вы резко направляете игрушку на область грудной клетки и шевелите телом куклы на груди ребёнка. Улыбайтесь и снова проговаривайте слово "идёт". В этот момент ребёнок чувствует, как игрушка щекочет его тело, радуется неожиданной концовке, испытывает положительные эмоции. А это нам и нужно! И наше новое слово запоминается через эмоции! Повторяйте эту игру столько раз, сколько ребёнок захочет. 
     * Тренируемся произнести звук "и". Мама произносит слово "идёт" ооочень медленно, делая акцент на первом звуке "и". При этом указательным пальцем дотрагиваемся до небольшого углубления под нижней губой. Показываем жест звука "и". (Рекомендую вам тот жест, что сама успешно использую в работе.) Когда надо повторить уже знакомый звук, но в другом слове, я говорю ребёнку: " Как я!" "Нажимаем на кнопочку" И проговариваю звук "и". Если ребёнок сделал этот жест, но ничего не сказал - это уже победа! Сначала жест, а потом звук.
   * Положи картинку кота на кота в книжке. Положи картинку море на море в книжке.

❤️ Самое главное, не что вы читаете, а как вы это делаете
    • Не ждите идеального внимания.
    • Не проверяйте, понял ли он.
    • Просто будьте рядом с ребёнком

Даже одна строчка в день, даже без отклика, может стать точкой опоры.
А однажды вы увидите, ребёнок вдруг повторил движение, слово или просто сел рядом, когда вы начали читать.
Это и будет волшебство. 
Ваше и Пушкина.
Читайте ещё статьи в рубрике Аутизм. Обучение особенного ребёнка.

Присоединяйтесь к «Чату Школы Речи»

Для родителей и специалистов, работающих с детьми с аутизмом и другими особенностями развития.

Что вас ждёт?

  • Практические советы по запуску и развитию речи

  • Методические материалы и рабочие листы

  • Идеи для игр и упражнений

  • Поддержка сообщества и обмен опытом


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...