.

.

Перевод этого блога на другие языки.

понедельник, 10 августа 2015 г.

Как я купила динамические кубики Чаплыгина.


Случайно на просторах Интернета я наткнулась на новую разработку по обучению чтению. Это были Динамические кубики Чаплыгина.

Количество кубиков Чаплыгина меньше по сравнению с количеством кубиков Зайцева. И ещё  кубики Чаплыгина крутятся, что, конечно,  будет привлекать детей, а, значит,  им будет интересно  учиться читать. 

Ещё меня привлекла оригинальная методика обучения чтению.

Господин Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики компании Умница. Методики раннего развития. Почитав всё, что пишут об этих кубиках, я решила их купить. 

Купила. Получила на почте, отстояв огромную очередь. А когда пришла домой, прочитала инструкцию – методичку как  учить детей чтению по этим кубикам. Вроде всё ясно и понятно то, что написано в этой методичке. Но для начала  решила сама в них поиграть. Первое слово, которое я захотела составить,  было МОЛОКО. 


Итак, нужно найти  МО. Рассуждаю логически, если есть двойной кубик МА,  КА (эти кубики дети учат на первых уроках), то значит, есть двойной кубик МО. Но двойного кубика я не нашла. Потом вспомнила  видеоурок, который я посмотрела, по кубикам Чаплыгина. Там предлагали ребёнку обратиться к табличке, напечатанной в методичке. Рассматриваю табличку. 

Но где же принцип, по которому можно найти нужный кубик? В табличке только весь список букв, который напечатан на кубиках, причем,  даже не в алфавитном порядке. Некоторые согласные буквы есть и среди двойных и среди одинарных кубиков. Почему? Продолжаю искать МО среди двойных кубиков. Сначала ищу М. Нашла. Ищу в этих кубиках О. О - нет. Увидела О в других двойных кубиках. Ищу М. М – нет. Замечу, что я отлично читаю на русском языке. А как же ребёнок, который только учится читать,  будет искать, если мне тяжело найти нужный кубик?

Может я чего-то не понимаю? Может делаю что-то не так? Обращаюсь на сайт Умница. У них там есть консультант онлайн. Задаю им вопрос: «Если я дала ребёнку задание написать слово МОЛОКО кубиками, каким образом он должен знать, например, что МО нет среди двойных кубиков. И почему нет?»

 Девушка из Москвы задаёт мне встречный вопрос: «Вы что, не можете из кубиков составить слово МОЛОКО?» Я начинаю тихо злиться, и второй раз объясняю ей суть моего вопроса. Эта умница из Умницы начинает мне читать методичку с первого урока, где ребёнок пишет кубиками слова МАМА, МАША, КАША. 


Я уже начинаю кипеть, и объясняю ей, что умею читать, и, что методичку я уже прочитала, и не нужно мне её пересказывать. И в третий раз объясняю ей суть моего вопроса. Видимо, после третьего моего объяснения, она поняла,  что я хочу узнать. Она долго думала и сказала, что должна спросить. Ответит потом, прислав письмо на электронную почту. К сожалению, письма я так и не дождалась.

В социальной сети ВКонтакте есть группа, которую ведёт эта фирма Умница. Там более 30000 поклонников. И я подумала что, наверняка,  люди уже покупали эти кубики Чаплыгина, поэтому кто-нибудь мне ответит всё-таки на мой вопрос. Но, к сожалению, родители дальше «МАШИ» и «КАШИ» в обучении не продвинулись, поэтому никто ничего вразумительного мне ничего не сказал.

И решила я искать самого господина Чаплыгина в интернете, чтобы задать ему лично свой вопрос. «Уж он точно знает  ответ!» - подумала я.

Я  действительно нашла его в интернете, написала ему письмо и задала ему этот же вопрос.  Но самое грустное то, что и сам господин Чаплыгин не знает на него ответ…
Он рассказал, что  кубики создавались по степени частотности употребления в русском языке.

Двойные кубики – это сочетания наиболее частотные, а одинарные кубики – это все остальные. Скажу честно, я не знаю, какое исследование частотности провёл учитель физкультуры господин Чаплыгин. Но мне кажется, что ЛЁ, которое есть среди двойных кубиков,  менее частотно чем МО. 

Господин Чаплыгин так мне и объяснил: «МО – это не наиболее частотный слог / склад, поэтому его нет среди двойных кубиков.»
И что, это нужно рассказывать детям?
Уверена, что эти знания совсем не нужны ребёнку. Каждый кубик Чаплыгина помечен каким – нибудь  рисунком – значком. Получается, что ребёнок должен запомнить не только буквы, но сочетание букв на каждом кубике + рисунок или цифру – символ кубика.

Если ребёнок учится по кубикам Зайцева, и мы его просим написать кубиками наше слово МОЛОКО. Сначала ищем МО. Ребёнок уже знает, что этот склад нужно искать среди больших кубиков. Далее на больших кубиках ребёнок ищет кубик с буквой М. Найдя этот кубик, малышу уже легко отыскать нужную сторону со складом МО. Всё чётко и ясно. Есть определённый алгоритм поиска. 

К большому сожалению, у кубиков Чаплыгина нет этого алгоритма. И это - самый большой недостаток кубиков Чаплыгина.
Считаю, что методика обучению чтению не продумана господином Чаплыгиным до конца.


Читайте ещё статьи в рубрике Развитие речи детей от 4 до 6 лет.

7 комментариев :

  1. Светлана, очень интересный отзыв. думаю, что будет весьма полезен родителям. Сама я считаю, что доступность, простота и стандартная схема действий - ключ к обучению чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, Вы правы. Я тоже думаю, что другим родителям и педагогам будет интересно. Сейчас думаю, как можно использовать эти кубики Чаплыгина. Пока ничего не придумала.

      Удалить
  2. Светлана, спасибо за то, что поделились опытом! Буду продолжать использовать кубики Зайцева:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Н-да, а мне по рекламе тоже очень понравились кубики Чаплыгина. Но для Олеси я уже сделала к тому времени кубики Зайцева. По ним дочка и научилась читать.
      Все-таки упрощенные аналоги уступают оригиналам.

      Удалить
    2. Елена, я тоже думаю, что кубики Зайцева - одна из лучших методик обучению чтению.

      Удалить
  3. Есть возможность самим сделать эти кубики, а не покупать по цене самолёта...но к сожалению нет описания этих кубиков, алгоритма последовательности букв на кубиках...это просто тайна за семью печатями. Кубики Зайцева - пожалуйста, а кубики Чаплыгина - секрет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Секрета нет. Чаплыгин не продумал методику, поскольку он, к сожалению, не профессионал. Спасибо, что читаете блог.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...