Развиваем слуховое внимание – значит, развиваем речь.
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое
внимание - очень важная особенность человека, без
которой невозможно слушать и понимать речь на любом языке.
Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются
стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и
замечательной памятью.
Способность
запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без
достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно
различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.
Развивать слуховое внимание очень важно с
раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.
По мнению
психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у малыша. Это не означает, что нужно круглосуточно
слушать музыку, но и идеальной тишины быть не должно.
Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет таких импульсов, тем
активнее происходят мыслительные процессы нашего крохи.
Если
малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его
нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.
Очень многое зависит от матери и
от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую тактильную, зрительную и слуховую информацию
кроха получает именно от них.
При общении с мамой, малыш оживляется, и действительно,
эмоциональная подпитка, исходящая от
матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.
Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка
является умение находить источник звука. Уже в 3 месяца малютка поворачивает голову на голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться.
Это проявляется так называемый «комплекс оживления».
Сейчас самое время купить погремушки с разными
мелодичными и не очень мелодичными звуками. Они помогут не только
закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.
Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у
ребенка. Погремите погремушкой
слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит
источник звука и потянется к нему
руками.
Одна из самых известных рекомендаций
по развитию слухового восприятия у ребенка - как можно больше с ним разговаривать.
Когда малютка
слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает,
смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.
Постепенно
происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать
восприятие речи. И помогут вам в этом игры.
Упражнения
на развитие слухового внимания
§ Погремите,
привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в
поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.
§ Встаньте
так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой.
На звук ребёнок должен повернуть голову.
§ Окликайте
малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за
звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на
слух соотносить звук с местоположением его источника.
Упражнения должны проводиться несколько раз в день,
регулярно.
Упражнения для детей от девяти месяцев.
Колокольчики на дверях.
Если вы на разные двери повесите колокольчики
с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в
ванную комнату, а теперь возвращаетесь в
салон, и он вас вскоре увидит.
Такое
ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать
причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание
колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.
Возраст
1,5–2 года
• Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а
мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем
поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть
покажет.
• Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем
долгий. Попросите ребенка повторить.
• Постучите в барабан быстро, затем медленно.
Предложите ребенку повторить. Учите
ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите
в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше
всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки,
поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.
• Предложите малышу похлопать в
ладоши в такт вашим ударам в бубен.
• Протяните звук «А-А-А», а затем
быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.
Используя своё слуховое внимание,
малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к
конкретной звуковой ситуации.
Постоянно развивая свою слуховую
память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные
мелодии, сказанную речь на любом языке.
Умение не
просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его
характерные особенности — очень важно для развития речи на двух
языках.
Комментариев нет :
Отправить комментарий