.

.

Перевод этого блога на другие языки.

пятница, 29 марта 2013 г.

Развиваем речь и мышление с помощью русской классики. Стихотворение Н. Некрасова «Снежок».


Занятие с презентацией по развитию речи в старшей и подготовительной группах  детского сада.

Цель занятия: развитие мышления, развитие речи, развитие памяти и внимания.
Развитие чувства русского языка.
 Воспитание любви к природе.



Оборудование: специальное оборудование для показа слайдов, презентация.



Предварительная беседа  о признаках зимы, о снеге.
Зимой идёт снег. Вода в реках и озёрах замёрзла и  покрылась льдом. На улице морозно. Солнце светит редко. Лиственные деревья без листьев. Птиц стало меньше.
Снег зимой может быть сухим или мокрым.
Сухой снег может сдуваться ветром, если сжать такой снег рукой, то он  рассыпается.
Мокрый снег, если его сжать, не рассыпается и образует снежные комки. Из такого снега можно лепить снеговика.



 Словарная и словообразовательная работа:
Активизация образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Активизация образования родственных слов.
Активизация образования синонимов.

 Дидактическая игра «Назови ласково.
Цель: активизировать умение детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, развитие чувства русского языка.

Назови ласково.

Снег – (снежок)
Лужа – (лужица)
Яблоко – (яблочко)
Птица – (птичка)
Кошка – (кошечка)
Кот – (котик)
Корзина – (корзиночка)
Ветка – (веточка)
Зима – (зимушка)
Стекло – (стёклышко)

Дидактическая игра «Назови  слова - родственники.»
 Цель: активизация умения образовать родственные слова.

Пояснения для ребёнка:   Все члены семьи – это родственники. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дяди, тёти – все они,  твои родственники и твоя семья. И все родственники в семье чем-то похожи. Многие слова тоже имеют свою «семью» и тоже чем-то похожи.

Подбери «слова – родственники» к данному слову.

Снег – (снежинка, снеговик, снегурочка, подснежник, снеговой, снежный, заснеженный.)
Вода – (водный, водяной, подводный, наводнение, водоём)
Лёд – (ледяной, ледянка, льдина, леденец, леденеть, ледышка)
Холод – (холодильник, холодный, холодить, холодок)
Мороз – (морозильник, морозить, морозный, заморозить, мороженое, заморозки, мёрзнуть)

Дидактическая игра «Назови похожие слова.»
Цель: активизация умения подобрать синонимы к данному слову.

Пояснения для ребёнка:  Есть много разных слов, но смысл у них похожий.

Назови похожие слова.

Снег идёт – (снег сыплется, снег падает)
Бежать – (мчаться, улепётывать, нестись)
Горячий – (жаркий, жгучий)
Хороший – (добрый, пригодный)
Холодный  – (студёный, прохладный, ледяной, морозный)

Ход занятия:
1.      Прочитайте стихотворение Н. Некрасова «Снежок».

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых  белых мух.

1. Просмотр презентации.

Читайте текст каждого слайда и рассматривайте вместе с детьми картинку. В скобках даны примерные ответы детей.

Слайд  2.
Чтение текста.

Объяснение непонятных слов.
Порхает – легко перелетает с места на место.

Вопросы.
1.      От какого слова происходит слово «снежок»? (От слова «снег».)
2.      Слова «снег» и «снежинка» - родственники?  (Да.)
3.      Какие слова ещё могут быть родственниками этих слов?  (Снежный, снеговой, снегурочка, снеговик, подснежник, заснеженный.)
4.      Как ещё можно сказать, когда идёт снег?  (Снег сыплется. Снег падает.)

Слайд   3.
Чтение текста.

Вопросы.
1.      Что значит «На улице бело»?   (Улица белая.)
2.      Почему улица стала белой?     ( От снега.)

Слайд  4.
 Чтение текста.

Вопросы.
1.      От какого слова происходит слово «лужица»  (От слова «лужа».)

Слайд  5.
Чтение текста.

Вопросы.
1.      Почему лужи «превратились» в «стекло»?   (Вода в лужах замёрзла и превратилась в лёд. А прозрачный лёд похож на прозрачное стекло.)
2.      Почему  «стекло» «холодное»?  (Лёд всегда холодный.)

Слайд  6.
Чтение текста.

Объяснение непонятных слов.
 Зяблик – певчая перелётная птица, которая живёт в лесу, в парках, садах и огородах. Птичка  немного меньше воробья.  Осенью зяблики улетают зимовать на юг.

Слайд  7.
Чтение текста.

 Слайд   8.
Чтение текста.

Объяснение непонятных слов.
Снегирь – птица размером с воробья. Летом снегири живут в густых лесах, и заметить их очень сложно. А зимой снегири хорошо различимы на голых ветках деревьев. Грудка снегирей красно-розовая, которая хорошо видна на фоне белого снега.

 Вопросы.
1.      Почему автор стихотворения сравнивает снегирей с розовыми яблоками?  (Красно-розовая грудка снегирей похожа на розовые яблоки.)

Слайд   9.
Чтение текста.

Объяснение непонятных слов.
 Изрезан – разрезан на много частей.

Вопросы.
1.      Почему «снежок изрезан»?  ( Следы от лыж делят снежный покров на множество частей.)

Слайд  10.
Чтение текста.

Вопросы.
1.      Почему автор стихотворения сравнивает снег с мелом?  (Снег и мел – белые.)
2.      В стихотворении снег скрипучий и сухой. Какой ещё бывает снег?   ( Снег бывает мокрый, пушистый,  холодный)

Слайд   11.
Чтение текста.

 Слайд   12.
Чтение текста.

Объяснение непонятных слов.
 Белые мухи – так в старину говорили о падающем снеге.


Выучите стихотворение наизусть.

















Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...