.

.

Перевод этого блога на другие языки.

вторник, 2 апреля 2013 г.

Развиваем речь и мышление с помощью русской классики. Стихотворение А. Пушкина «Румяной зарёю покрылся восток…».


Занятие с презентацией в старшей и подготовительной группах детского сада.

Цель занятия: развитие мышления, развитие речи, развитие памяти и внимания.
Развитие чувства русского языка.
 Воспитание любви к природе.

Оборудование: специальное оборудование для показа слайдов, презентация


Предварительная беседа с детьми о восходе солнца летом.
 Восход солнца летом бывает рано утром, когда ушла темнота, а верхний край солнца начинает подниматься над уровнем земли.
Ранним летним утром на траве или на земле может быть роса или лёгкий туман. Но, когда солнце начинает согревать землю после прохладной ночи, туман рассеивается.

Словарная и словообразовательная работа:
Активизация образования синонимов.
 Активизация образования единственного и множественного числа.
Активизация образования антонимов.



Дидактическая игра «Назови похожие слова.»
Цель: активизация умения подобрать синонимы к данному слову.
Пояснения для ребёнка:  Есть много разных слов, но смысл у них похожий.
Назови похожие слова.
 Мягкий – (нежный)
Нестись – (бежать)
Спешить – (торопиться)
Ликовать – (радоваться)
Явиться – (приходить)

Дидактическая игра «Назови слова противоположные по смыслу.»
Цель: активизация умения подобрать антоним к данному слову.
Назови слова противоположные по смыслу.
Мягкий – (твёрдый)
Ясный – (тусклый)
Мокрый – (сухой)
Торопиться – (медлить)
Начало – (конец)

Дидактическая игра «Назови много и назови один».
Цель: активизировать умение назвать заданное слово в единственном и во множественном числе.
Назови много.
Гусь – (гуси)
Караван – (караваны)
Луг – (луга)
Поле – (поля)
Туман – (туманы)
 Назови один.
Люди – (человек)
Стада – (стадо)
Цветы -  (цветок)
Облака – (облако)
Реки – (река)

 Ход занятия:
Прочитайте стихотворение А. Пушкина «Утро».
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам.
Гусей караваны
Несутся к лугам.
 Проснулися люди,
Спешат на поля.
Явилося солнце
Ликует земля.

Просмотр презентации.
Читайте текст каждого слайда и рассматривайте вместе с детьми картинку. В скобках даны примерные ответы детей.

Слайд 2.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
Румяной зарёю –  стихотворение было написано более 200 лет назад, в современном русском языке правильно сказать «румяной зарёй»
«Зарёю» (заря) – световая окраска неба, которая бывает перед заходом или восходом солнца.
«Румяной» (румяный) – алый, густо-розовый
Восток – сторона света, где восходит солнце.
Вопросы.
Почему небо на востоке стало розовым?  ( Начинается восход солнца. Перед восходом солнца небо на востоке окрашивается  в ярко - розовый цвет.)
Как называется такая окраска неба в это время? (Заря.)
 
 Слайд   3.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Село – крупное поселение крестьян. В таком селе была церковь и магазин.
Вопросы.
Почему потух «огонёк» в селе?  (Стало светло, начался восход солнца.)

Слайд  4.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Роса – водяные капли, которые могут быть на земле или на растениях в утренние часы.
«окропились» (окропить) – обрызгать каплями
Вопросы.
Как сказать по другому эту строчку из стихотворения «Росой окропились цветы на полях.»  (Водяные капли обрызгали цветы, растущие на полях.)

Слайд  5.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Стада (стадо) – группа животных, которая пасётся вместе.
Стада – много групп животных, которые пасутся вместе.
Пробудились -  проснулись
Луга (луг) – ровное пространство, покрытое травой.
Вопросы.
Как понять выражение «мягкие луга»?  (Ровное пространство, на котором растёт молодая, мягкая трава.)

 Слайд  6.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Седой (туман) – здесь в переносном значении тускло – серый.
Туман – масса мелких капель воды, которые зависли над землёй.
Вопросы.
Автор стихотворения написал, что «туманы плывут». А кто или что ещё может плыть?  (Человек плывёт, гусь плывёт, рыба плывёт, дельфин плывёт, корабль плывёт, лодка плывёт.)

Слайд  7.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Караваны (караван) – группа, которая идёт друг за другом.
Вопросы.
Автор стихотворения написал, что «гуси несутся». Как могут ещё передвигаться гуси?   (Гуси идут, гуси бегут, гуси летят, гуси плывут.)

Слайд  8.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
 Проснулися –  стихотворение было написано более 200 лет назад, в современном русском языке правильно сказать «проснулись».
Вопросы.
Для чего «люди спешат на поля»?   ( Люди работают, выращивают хлеб на полях.)
Автор стихотворения употребил слово «спешат». Как ещё можно сказать?   ( Люди торопятся.)
Как можно сказать с противоположным смыслом?   (Люди медлят.)
 
 Слайд   9.
Чтение текста.
Объяснение непонятных слов.
Явилося - стихотворение было написано более 200 лет назад, в современном русском языке правильно сказать «явилось».
Явиться – куда-то прийти
Ликует (ликовать) – радоваться
Вопросы.
Почему, когда появилось солнце, «ликует земля»?  ( Растения, животные и люди радуются солнцу и теплу.)

Выучите стихотворение.




Комментариев нет :

Отправить комментарий

Это вам тоже будет интересно

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...