.

.

Перевод этого блога на другие языки.

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Фольклор развивает речь малышей.


  «Грибы и грибочки»

Разработанное занятие с презентацией по развитию речи для детей средней и старшей групп детского сада. 


Цель: закрепить знания детей о грибах в русском фольклоре и в детской литературе.

Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:   
   загадок,  пословиц, сказок.
Развивать связную  речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям    
и  обычаям. 

Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок  «Война грибов с ягодами.», «Под грибом» В. Сутеева;
Загадывание загадок о грибах;
Рассматривание картинок грибов;
Выучить текст подвижно – речевой игры «Маша и Медведь»;
Лепка грибов из пластилина.

Словарная и словообразовательная работа: гриб – грибы; грибок – грибки; гриб мухомор;  шляпка гриба, ножка гриба; кузов - кузовок; лес – лесок; радуга; груздь, лукошко.
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Образование  причастий от глаголов.


 Оборудование и материалы: оборудование для показа слайдов, маска – шапочка медведя, головной платок для Маши, фланелеграф, картинки животных для фланелегафа (мышь, белка, заяц, ёж, лиса, медведь и лось) картинки грибов для каждого животного, пластилин, дощечки для лепки для каждого ребёнка.

 Ход занятия:
 Дети, отгадайте загадки, о чём мы сегодня с вами поговорим.
Весь Антошка – шляпа, да ножка. Дождь пойдёт – он подрастёт. (гриб)

Стоял на крепкой ножке,  теперь лежит в лукошке.  (гриб)

Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный.  (гриб мухомор)

Стоит мальчонка, замаслена шапчонка.  (гриб)

 Правильно, сегодня мы с вами поговорим о грибах. Посмотрите на картинки, какие бывают грибы.
Просмотр слайдов 2 – 7.

Грибы  в очень – очень давние времена люди воспринимали как нечто среднее между животными и растениями.

Грибы всегда связывали с дождём. Русская поговорка: «растут, как грибы после дождя», т.е. очень быстро растут.

А выражение «грибной дождь» употребляют, когда идёт дождь при солнце. После такого дождя обычно на небе бывает радуга.

Вот ещё пословицы о грибах.
В лесу шуметь – только грибы распугивать. Это значит, что в лесу нельзя шуметь.

Весна красна цветами, а осень – грибами.  Это значит, что грибы нужно собирать, не весной, а осенью.

Назвался груздем – полезай в кузов. Груздь – это название гриба. Пословица говорит о том, что если ты взялся за какое-то дело, то доведи начатое до конца и отказываться нельзя.

В народных сказках грибы обычно умеют разговаривать, бывают заколдованными ведьмами и могут отбирать у людей силу и здоровье.

 Дети,  угадайте сказки, где рассказывается о грибах или  грибы принимают участие в сказке.
«Гриб – боровик над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать.»  («Война грибов с ягодами.»)
Слайд 8.

«Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.»  («Под грибом.»)
Слайд  9.

 А теперь поиграем.

 Подвижно – речевая игра «Маша и Медведь».
Цель: развитие памяти, внимания.

Материалы: Платок на голову для Маши, маска – шапочка медведя
Выбирается один ребёнок – Маша, а другой – Медведь. Они встают в центре круга, образованного детьми. (Дети должны заранее выучить свой текст.)

Ход игры:

Дети (идут по кругу, держась за руки, и говорят такие слова):
Грибы Маша собирала
 И медведя увидала.
А медведь рычит, (медведь рычит и делает страшное лицо)
Он на Машу сердит.  (дети останавливаются)
Медведь: (обращаясь к Маше) Ты зачем пришла?
Все грибы собрала?
Маша: ( обращаясь к медведю) Ты медведь не сердись,
Вокруг себя повернись, (медведь поворачивается вокруг себя)
И кружись ты как юла,  ( медведь быстро кружится вокруг себя)
Нас не догонишь никогда!
После этих слов, медведь перестаёт кружиться, а дети и Маша разбегаются в разные стороны. Медведь ловит детей. До кого он дотронулся – выходит из игры.

Дидактическая речевая игра «Чей гриб?»
(в скобках приведены правильные ответы детей)

Цель: образование притяжательных прилагательных от существительных;
образование  причастий от глаголов.

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки животных, грибы по количеству животных

Игровая ситуация:
Дети, помогите животным ответить на их вопросы.
Однажды, мышь, белка, заяц, ёж, лиса, медведь и лось  пошли за грибами. Они договорились, что как только кто–нибудь из них найдёт гриб, сразу об этом сообщит другим. Идут они по лесу, поют песенку  (на любую мелодию)
Пойду в лесок,
Найду грибок,
Положу в кузовок.
Вот грибок,
Ещё грибок,
Вот и полный кузовок!
Мышь нашла гриб. Этот гриб чей? (мышиный)
Белка нашла гриб. Этот гриб чей? (беличий)
Заяц нашёл гриб. Этот гриб чей? (заячий)
Ёж нашёл гриб. Этот гриб чей?  (ежиный)
Лиса нашла гриб. Этот гриб чей? (лисий)
Медведь нашёл гриб. Этот гриб чей?  (медвежий)
Лось нашёл гриб. Этот гриб чей?  (лосиный)
Насобирали звери много – много грибов, а что с ними делать – не знают. Как их съесть?
Мышь говорит: «Если грибы варить, они будут какие?»   (варёные)
Белка говорит: «Если грибы жарить, они будут какие?»  (жареные)
Заяц говорит: «Если грибы сушить, они будут какие?»  (сушёные)
Ёж говорит: « Если грибы солить, они будут какие?»  (солёные)
Лиса говорит: « Если грибы тушить, они будут какие?»  (тушёные)
Медведь говорит: « Если грибы мариновать, они какие будут?»  (маринованные)
Лось говорит: «А если грибы только мыть, они какие будут?»  (мытые)
И решили звери вымыть грибы и съесть.

Лепка из пластилина «Грибная поляна».
Дети лепят любые грибы и составляют из них совместную композицию.







Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...