.

.

Перевод этого блога на другие языки.

понедельник, 5 мая 2014 г.

Как увеличить словарный запас дошкольника. Практические советы.


Любая мама хочет, что её малыш был «самым  - самым»: самым успешным, самым умным, самым талантливым и т. д..  Но далеко не все мамы понимают, для того чтобы малыш был «самым – самым» необходимо развивать речь.

Сначала определим нормы развития речи по возрастам.


Лингвисты Л. А. Рыбников и А. Н. Гвоздев установили следующую последовательность в развитии речи и словарного запаса дошкольника.


Необходимо понимать, что данные, приведённые в таблице, - это средние показатели.  Ваш реальный ребёнок, как и любой другой, развивается своим темпом, поэтому он может либо чуть -  чуть опережать, либо чуть -  чуть отставать от показателей в таблице.

Важно!
 Чтобы ребёнок не только запоминал названия предметов, но и понимал слова – понятия. Например, слово «ложка».
Малыш должен понимать, что маленькая силиконовая ложечка, которой его кормят, большая ложка, которой ест папа, маленькая ложка, которой мама размешивает сахар в чае, и пластиковая ложечка из  набора кукольной посуды – это всё одно и тоже слово «ложка».

Этот процесс очень наглядно описал в своих наблюдениях над внуком детский писатель Н. Носов: «Были в лесу. Показывает берёзу: Что это? – Берёза. Показывает другую берёзу: Это что? – Берёза, говорю. Показывает на третью берёзу: А это что? – Тоже берёза… Он как бы прозревал разумом, наталкиваясь на мысль, что существует принцип, по которому даются обобщающие названия для однородных предметов. Недаром он спрашивал именно о берёзах, т.е. о  деревьях с белыми стволами, хотя вокруг были  и липы, и дубы, и сосны.»

Важно!
Увеличивать словарный запас слов ребёнка.
 С детьми более старшего возраста, с целью увеличения словарного запаса, хорошо поиграть в дидактические игры.

Все  дидактические игры можно разделить на три вида:
1.      Игры с предметами;
2.      Настольные игры с карточками и картинками;
3.      Словесные игры.

Игры с предметами.
Игра «Угадай из чего сделано».
Цель игры: развитие осязательного восприятия, выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Активизация словарного запаса: дерево – деревянный, металл – металлический, пластмасса – пластмассовый, бумага – бумажный, стекло – стеклянный.

Материалы и оборудование: стеклянная бутылка, стеклянный стакан, стеклянная банка, деревянная линейка, деревянный кубик, деревянная ложка, металлический солдатик, металлическая линейка, металлические ножницы, металлическая ложка, пластмассовая ложка, пластмассовый стаканчик, пластмассовый кубик, пластмассовая линейка, бумажный кубик, бумажный листок, бумажная лодочка, металлический поднос,  стеклянное блюдо, пластмассовый поднос, деревянная разделочная доска, лист бумаги.

Ход игры: Все предметы, которые сделаны из металла, нужно положить на металлический поднос. Все предметы, которые сделаны из стекла, нужно положить на стеклянное блюдо. Все предметы, которые сделаны из дерева, нужно положить на деревянную разделочную доску. Все предметы, которые сделаны из пластмассы, нужно положить на пластмассовый поднос. Все предметы, которые сделаны из бумаги,  нужно положить на лист бумаги.

Когда ребёнок кладёт, например, стеклянную бутылку на стеклянное блюдо, то он должен проговорить: «Стеклянная бутылка; бутылка сделана из стекла.» И так ребёнок должен сказать обо всех предметах для этой игры.

Настольные игры с карточками и картинками.
Лото
Домино
Эти игры всем известны, поэтому описывать их нет смысла.

Игра «Чей гриб?»
(в скобках приведены правильные ответы детей)
Цель: образование притяжательных прилагательных от существительных;
образование  причастий от глаголов.

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки животных, грибы по количеству животных

Игровая ситуация:
Дети, помогите животным ответить на их вопросы.

Однажды, мышь, белка, заяц, ёж, лиса, медведь и лось  пошли за грибами. Они договорились, что как только кто – нибудь из них найдёт гриб, сразу об этом сообщит другим. Идут они по лесу, поют песенку:  (на любую мелодию)

Пойду в лесок,
Найду грибок,
Положу в кузовок.
Вот грибок,
Ещё грибок,
Вот и полный кузовок!

Мышь нашла гриб. Этот гриб чей? (мышиный)
Белка нашла гриб. Этот гриб чей? (беличий)
Заяц нашёл гриб. Этот гриб чей? (заячий)
Ёж нашёл гриб. Этот гриб чей?  (ежиный)
Лиса нашла гриб. Этот гриб чей? (лисий)
Медведь нашёл гриб. Этот гриб чей?  (медвежий)
Лось нашёл гриб. Этот гриб чей?  (лосиный)

Насобирали звери много – много грибов, а что с ними делать – не знают. Как их съесть?

Мышь говорит: «Если грибы варить, они будут какие?»   (варёные)
Белка говорит: «Если грибы жарить, они будут какие?»  (жареные)
Заяц говорит: «Если грибы сушить, они будут какие?»  (сушёные)
Ёж говорит: « Если грибы солить, они будут какие?»  (солёные)
Лиса говорит: « Если грибы тушить, они будут какие?»  (тушёные)
Медведь говорит: « Если грибы мариновать, они какие будут?»  (маринованные)
Лось говорит: «А если грибы только мыть, они какие будут?»  (мытые)

И решили звери вымыть грибы и съесть.


Словесные игры.
Игра «Задумай слово»
Цель игры: систематизировать представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы и действия с ними.

Ход игры: ребёнок должен задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает, что можно с ним делать, или что оно делает, а все остальные дети будут отгадывать.

Например:
Он пушистый, лакает, мурлыкает. (котёнок)
Она оранжевая, вкусная, длинная. (морковка)
Оно белое, плывёт по небу. (облако)

Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: подбирать определения соответствующие данному предмету или явлению.

Ход игры: взрослый называет какое – то слово, а ребёнок называет как можно больше признаков, соответствующих данному предмету или явлению.

Например:
Мама – добрая, ласковая, любимая, нежная, дорогая
Мяч – круглый, цветной, большой, синий
Окно – маленькое, большое, стеклянное, квадратное, прямоугольное.
Осень – холодная, дождливая, солнечная, пасмурная.

Ну, а если ваш ребёнок растёт в двуязычной среде, то все эти игры можно перевести на второй язык, который используется в вашей стране и поиграть уже на другом языке. Во всех играх используются простые слова, которые без труда вы сами можете перевести на другой язык.

Важно для двуязычного ребёнка!
Речь на обоих языках должна развиваться равномерно.

Если вы заметили, что малыш очень – очень сильно отстаёт от средних показателей в приведённой таблице, то это  - повод обратиться к врачу – педиатру. Врач осмотрит  ребёнка, поможет разобраться в проблеме и направит к нужным, именно для вашего малыша, специалистам.

Будьте внимательны к своему ребёнку! Не думайте, что если у ребёнка есть проблемы с речью сегодня, то они могут с возрастом и с ростом ребёнка рассосаться. Очень возможно, что именно промедление в решении проблем создаст помехи для их решения. 

Читайте ещё статьи в рубриках  Развитие речи детей от 4 до 6 лет. и Двуязычие

4 комментария :

  1. Здравствуйте, Светлана! Какая подборка игр! Спасибо! Особенно понравилась игра "Из чего сделано". Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень благодарна за статью, так как целенаправленно собираю, разбираюсь, коллекционирую всё, что касается речевого развития - очень нам необходимо с Маришкой! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, рада, что моя статья вам с Маришкой может пригодиться.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...