Когда вашему малышу уже исполнилось 4 года, он должен уже
достаточно хорошо говорить, ведь в его словаре примерно 1500 слов!
В это время ребёнок, подражая взрослым, старается говорить сложными предложениями, употребляя слова «если», «потому что», «может быть»,
«наверное» и другие.
В возрасте 4 года
малыш старается как можно больше узнать о жизни, поэтому постоянно задаёт
вопрос «Почему?». Этот возраст так и назвали: Возраст почемучек.
Помните, у детского писателя Бориса Житкова есть цикл
рассказов об Алёше – почемучке?
Вот рассказ из этой книжки «Как меня называли».
Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?»
Мама скажет:
- Смотри, уже девять часов.
А я говорю:
- Почему?
Мне скажут:
- Иди спать.
А я опять говорю:
- Почему?
Мне говорят:
- Потому что поздно.
- А почему поздно?
- Потому что девять часов.
- А почему девять часов?
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так называли, а по
– настоящему меня зовут Алёшей.
Этот рассказ очень точно показывает развитие речи детей в 4
года.
Но малыши в этом возрасте не только умеют задавать вопросы,
мучая взрослых, они и сами уже могут рассказать рассказ или сказку, выучить
наизусть стихотворение.
Родителям детей, на пятом году жизни, стоит уделить
пристальное внимание грамматической правильности речи. Особенно на
падежные окончания существительных единственного и множественного числа, на
правильность согласования разных частей речи между собой.
Прислушайтесь к речи ребёнка, правильно ли ставит ваш малыш
ударения в словах?
Развитие речи ребёнка в 4 года происходит и области
словообразования. И вот тут и происходит самое невероятное образование новых
слов! Малыш, образуя слова по аналогии, сочиняет, сам того не ведая, новые смешные слова. А родители потом
записывают это словотворчество, чтобы потом, когда ребёнок станет старше,
прочитать ему как он говорил, когда был маленьким.
Вот примеры такого словотворчества из книги К.
Чуковского «От 2 до 5».
«Увидел картину с изображением мадонны:
- Мадонна с маданёнком.»
«Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем
и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!»
«Это не настольная игра, а настульная. Ведь я же играю не на
столе, а на стуле.»
А если ваш малыш в этот период времени не стал почемучкой и
не придумывает смешные слова? Хорошо это или плохо?
Это плохо. Значит, ребёнок по каким- то причинам отстаёт в
развитии речи. Обратите серьёзное внимание на это и проконсультируйтесь у
специалиста.
Читайте малышу книги, разговаривайте с ним, не только
спрашивая его о том, поел или поспал он в детском саду или нет. Но обсуждайте
прочитанную книгу, просмотренный мультик, играйте в словесные игры.
Для
многих таких игр не требуется
дополнительных предметов, кроме желания играть. Более того, в эти игры
можно играть в дороге, или когда вы вынуждены стоять в очереди, или когда вы
готовите на кухне и ваши руки заняты.
Вот некоторые такие игры.
Словесная игра 1. «Съедобное – несъедобное».
Взрослый называет существительное, а ребёнок определяет
съедобное оно или нет.
Взрослый: «Молоко.»
Ребёнок: «Съедобное.»
Взрослый: «Молоток».
Ребёнок: «Несъедобное».
Потом можно поменяться ролями.
Словесная игра 2. «Назови ласково»
Взрослый называет слово, а ребёнок, добавляя уменьшительно –
ласкательный суффикс, образует новое слово.
Взрослый: «Снег».
Ребёнок: «Снежок».
Взрослый: «Песня».
Ребёнок: «Песенка».
Словесная игра 3. «Назови слова противоположные по
смыслу.»
Взрослый называет слово, а ребёнок называет слово,
противоположное по смыслу.
Взрослый: « Мягкий».
Ребёнок: «Твёрдый».
Взрослый: « Мокрый».
Ребёнок: «Сухой».
Словесная игра 4. «Задумай слово»
Цель игры: систематизировать представления детей,
учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы и
действия с ними.
Ход игры: ребёнок должен задумать слово, которое все
знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает, что можно с
ним делать, или что оно делает, а
взрослый будет отгадывать. Потом поменяться ролями.
Например:
Он пушистый, лакает, мурлыкает. (котёнок)
Она оранжевая, вкусная, длинная. (морковка)
Оно белое, плывёт по небу. (облако)
Словесная игра 5. «Какой? Какая? Какое?»
Цель: подбирать определения соответствующие данному
примеру, явлению.
Ход игры: взрослый называет слово, а ребёнок называет
как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Потом поменяться
ролями.
Например:
Мама – добрая, ласковая, любимая, нежная, дорогая
Мяч – круглый, цветной, большой, синий
Окно – маленькое, большое, стеклянное, квадратное,
прямоугольное.
Я стараюсь как можно чаще играть в такие речевые игры с детьми. Нравится и им, и мне. Если что-то с первого раза не получается, подсказываю. Знания укладываются в маленькой голове, развивает детский мозг, память, логику, речь. Очень интересно, познавательно и полезно!
ОтветитьУдалитьЕлена, здорово, процесс развития речи Вы не пускаете на самотёк, что играете со своими детьми. Если ребёнок не знает, Вы правильно делаете, что подсказываете ему правильный ответ. В следующий раз, когда Вы будете задавать этот вопрос, малыш вспомнит ваш правильный ответ и скажет его сам.
УдалитьСветлана, еще одна отличная статья! Мы сочиняем сказки вместе. Я обычно начинаю, а дочка помогает мне. Так мы и слова новые запоминаем, и тренируем речь. Несмотря на то, что я знаю, что задавать вопрос "Почему?" все время - это хороший показатель, иногда найти терпение на все ответы все же очень сложно :)
ОтветитьУдалитьАнна, рада, что статья Вам понравилась. Вы молодец, что занимаетесь с дочкой. Это очень хорошо!
Удалить