.

.

Перевод этого блога на другие языки.

пятница, 8 августа 2014 г.

Развитие речи ребенка в 4 года



Когда вашему малышу уже исполнилось 4 года, он должен уже достаточно хорошо говорить, ведь в его словаре примерно 1500 слов!

В это время ребёнок, подражая взрослым, старается говорить сложными предложениями, употребляя слова «если», «потому что», «может быть», «наверное» и другие.
В  возрасте 4 года малыш старается как можно больше узнать о жизни, поэтому постоянно задаёт вопрос «Почему?». Этот возраст так и назвали: Возраст почемучек.  


Помните, у детского писателя Бориса Житкова есть цикл рассказов об Алёше – почемучке?
Вот рассказ из этой книжки «Как меня называли».

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?»
Мама скажет:
- Смотри, уже девять часов.
А я говорю:
- Почему?
Мне скажут:
- Иди спать.
А я опять говорю:
- Почему?
Мне говорят:
- Потому что поздно.
- А почему поздно?
- Потому что девять часов.
- А почему девять часов?
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так называли, а по – настоящему меня зовут Алёшей.

Этот рассказ очень точно показывает развитие речи детей в 4 года.
Но малыши в этом возрасте не только умеют задавать вопросы, мучая взрослых, они и сами уже могут рассказать рассказ или сказку, выучить наизусть стихотворение.

Родителям детей, на пятом году жизни, стоит уделить пристальное  внимание  грамматической правильности речи. Особенно на падежные окончания существительных единственного и множественного числа, на правильность согласования разных частей речи между собой.

Прислушайтесь к речи ребёнка, правильно ли ставит ваш малыш ударения в словах?
Развитие речи ребёнка в 4 года происходит и области словообразования. И вот тут и происходит самое невероятное образование новых слов! Малыш, образуя слова по аналогии, сочиняет, сам того не ведая,  новые смешные слова. А родители потом записывают это словотворчество, чтобы потом, когда ребёнок станет старше, прочитать ему как он говорил, когда был маленьким.

Вот примеры такого словотворчества из книги К. Чуковского «От 2 до 5».

«Увидел картину с изображением мадонны:
- Мадонна с маданёнком.»

«Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!»

«Это не настольная игра, а настульная. Ведь я же играю не на столе, а на стуле.»

А если ваш малыш в этот период времени не стал почемучкой и не придумывает смешные слова? Хорошо это или плохо?

Это плохо. Значит, ребёнок по каким- то причинам отстаёт в развитии речи. Обратите серьёзное внимание на это и проконсультируйтесь у специалиста.

Читайте малышу книги, разговаривайте с ним, не только спрашивая его о том, поел или поспал он в детском саду или нет. Но обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультик, играйте в словесные игры.

 Для многих таких игр не требуется  дополнительных предметов, кроме желания играть. Более того, в эти игры можно играть в дороге, или когда вы вынуждены стоять в очереди, или когда вы готовите на кухне и ваши руки заняты.

Вот некоторые такие игры.

Словесная игра 1. «Съедобное – несъедобное».
Взрослый называет  существительное, а ребёнок определяет съедобное оно или нет.
Взрослый: «Молоко.»
Ребёнок: «Съедобное.»
Взрослый: «Молоток».
Ребёнок: «Несъедобное».
Потом можно поменяться ролями.

Словесная игра 2. «Назови ласково»
Взрослый называет слово, а ребёнок, добавляя уменьшительно – ласкательный суффикс, образует новое слово.
Взрослый: «Снег».
Ребёнок: «Снежок».
Взрослый: «Песня».     
Ребёнок: «Песенка».

Словесная игра 3. «Назови слова противоположные по смыслу.»
Взрослый называет слово, а ребёнок называет слово, противоположное по смыслу.
Взрослый: « Мягкий».
Ребёнок: «Твёрдый».
Взрослый: « Мокрый».
Ребёнок: «Сухой».

Словесная игра 4.  «Задумай слово»
Цель игры: систематизировать представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы и действия с ними.
Ход игры: ребёнок должен задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает, что можно с ним делать, или что оно делает, а  взрослый будет отгадывать. Потом поменяться ролями.
Например:
Он пушистый, лакает, мурлыкает. (котёнок)
Она оранжевая, вкусная, длинная. (морковка)
Оно белое, плывёт по небу. (облако)

Словесная игра 5. «Какой? Какая? Какое?»
Цель: подбирать определения соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: взрослый называет слово, а ребёнок называет как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Потом поменяться ролями.
Например:
Мама – добрая, ласковая, любимая, нежная, дорогая
Мяч – круглый, цветной, большой, синий
Окно – маленькое, большое, стеклянное, квадратное, прямоугольное.


 Читайте ещё статьи в рубрике Развитие речи детей от 4 до 6 лет.


4 комментария :

  1. Я стараюсь как можно чаще играть в такие речевые игры с детьми. Нравится и им, и мне. Если что-то с первого раза не получается, подсказываю. Знания укладываются в маленькой голове, развивает детский мозг, память, логику, речь. Очень интересно, познавательно и полезно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здорово, процесс развития речи Вы не пускаете на самотёк, что играете со своими детьми. Если ребёнок не знает, Вы правильно делаете, что подсказываете ему правильный ответ. В следующий раз, когда Вы будете задавать этот вопрос, малыш вспомнит ваш правильный ответ и скажет его сам.

      Удалить
  2. Светлана, еще одна отличная статья! Мы сочиняем сказки вместе. Я обычно начинаю, а дочка помогает мне. Так мы и слова новые запоминаем, и тренируем речь. Несмотря на то, что я знаю, что задавать вопрос "Почему?" все время - это хороший показатель, иногда найти терпение на все ответы все же очень сложно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, рада, что статья Вам понравилась. Вы молодец, что занимаетесь с дочкой. Это очень хорошо!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...