Работая в русской школе с двуязычными детьми, очень часто
сталкиваюсь с проблемой того, что ребёнок не хочет учиться, не хочет изучать
русский язык. А родители любыми способами уговаривают ребёнка посещать русскую
школу. Маленький человечек всячески сопротивляется, с горечью говорит, что зря
тратит время, приходя в русскую школу, уж лучше бы мультики смотреть или
другими делами заниматься, но не учиться…
Понятно, что русский язык нужен ребёнку, и эту нужность в
полной мере ребёнок осознает только в более старшем возрасте. Но как научить
такого ребёнка чему-то, если он с порога уже всё отвергает?
В этом нелёгком деле может помочь только игра!
Все дети
любят играть, и практически никто не любит учиться. Но для учителя – это самая
сложная задача, обучать детей в игровой
форме. Учителя знают самые
распространённые игры, которые применяют, наверное, все учителя во всём мире.
Например, игра с мячом, поэтому об этих играх я не буду рассказывать, хотя их
тоже можно с успехом применять в работе.
Если учитель хочет обучать детей в игровой форме, то для
начала, нужно сделать для себя обзор / список разных игр. И не важно, относятся
эти игры к вашему предмету преподавания или нет. Сейчас придумывается и
выпускается очень много новых игр или старые игры, но с улучшенными или
изменёнными правилами игры, поэтому вариантов игр великое множество.
На втором этапе нужно придумать, как эту игру переделать
таким образом, чтобы игра помогала ребёнку в учебном процессе. Самое лучшее,
если ребёнок, играя в эту игру, не замечает, что он чему- то учится, чтобы
ребёнок, в первую очередь, получал удовольствие от игры. Конечно, задача
трудная, но выполнимая!
Расскажу, об играх, которые
я успешно применяю в своей работе,
и детям очень нравятся эти игры.
Игра «Лото».
Эта игра всем известна. Но в нашей игре выигрывает не первый, заполнивший большую карту, а последний. Это делается для того, чтобы остальные дети ещё раз услышали, как произносится буква или слог и посмотрели на написание буквы или слога. Я сделала сама 2 вида лото: «Лото – гласные» и «Лото – первые слоги».
Большие карты вмещают в себя 6 маленьких карточек. Это
сделано специально, чтобы долго не играть на уроке в одну игру. Поскольку, например,
гласных букв только 10, поэтому они повторяются
на разных картах. Маленькую карточку получает только тот, кто первый заметил
букву на своей большой карте. Выигрывает последний ребёнок заполнивший карту.
Игра «Лото – первые слоги»
сделана по этому же принципу. Я взяла для игры набор наиболее частых
слогов, которые встречаются в русском языке. В этой игре тоже повторяются одинаковые слоги на разных
картах.
Маленькие карточки от этих лото можно использовать и в
других играх.
Например, игру можно назвать «Беги и назови.»
Дети бегут в одну сторону по кругу, учитель
резко их останавливает и показывает карточку с буквой или слогом. Дети хором
называют то, что написано на карточке. Далее дети снова продолжают бежать и
т.д..
Следующую игру с маленькими карточками от лото можно назвать
«Что пропало?».
Предъявляем детям 3-5 маленьких карточек с буквой или слогом,
читаем хором, что на них написано и просим запомнить. Далее, переворачиваем
карточки рубашкой вверх, перемешиваем, убираем одну карточку, переворачиваем
карточки рубашкой вниз и спрашиваем детей: «Что пропало?».
Дети должны назвать
спрятанную карточку.
Игра «Моя память».
Правила точно такие же, как в
традиционной игре. Но на уроке используем парные карточки с буквами и слогами
от лото. Не нужно использовать много пар карточек. Лучше всего, если игра не
занимает много времени на уроке и проходит в быстром темпе. Ну, и обязательное условие,
– называть все открывающиеся карточки. Если ребёнок затрудняется с ответом, то
учитель сам называет эту карточку.
Игра «Ходилки».
Правила точно такие же, как в традиционной
игре. На большом листе бумаги или на картоне рисуем «дорогу препятствий». Эту «дорогу» можно
срисовать с реальной игры, а можно придумать самим. Как я уже писала, чтобы не
играть долго в одну игру на уроке, «дорога» должна быть не длинной и не иметь
слишком много препятствий. Вместо цифр на большом листе бумаги рисуем
квадратики с буквами или слогами. Ребёнок кидает кубик и отсчитывает нужное
количество квадратиков, ставит свою фишку и проговаривает слог/ букву, где
останавливается его фишка.
Игра «Домино».
Правила точно такие же, как в традиционной
игре. Выбираем набор букв/ слогов/ слов,
которые мы будем использовать в игре. Создаём сами домино из картона с нужным
наполнением. Чтобы не запутаться при создании, лучше иметь перед собой образец
обычного домино. Детям раздаём по 3-4 карточки домино. Во время игры постоянно
проговариваем то, что написано на карточках – домино.
Все эти игры реально учат детей читать, но, что самое
главное, создают положительный эмоциональный фон. Ребёнок с радостью идёт в
школу, потому что он знает, что ему будет не только интересно, но и весело. С
ним будут играть!
В процессе игры любой человек, и ребёнок в том числе,
испытывает разные эмоции. Это могут быть
эмоции радости, удовольствия, победы, разочарования и др.. В процессе обучения не важно, какие именно эмоции сопровождают
ребёнка, хотя, конечно, лучше, если это
будут эмоции со знаком «плюс», а не «минус». Самое главное, что эмоции,
полученные в игре, помогают ученику запомнить нужную информацию без напряжения
и усилий, как бы само собой.
А в какие обучающие игры играете вы со своими детьми дома
или на уроке?
Эта статья была опубликована на портале
Какие полезные и интересные игры, большое спасибо!
ОтветитьУдалитьИнтересные игры! Наша наоборот хочет изучать русский, просто времени все не было да английский подтягивали, теперь возьмемся.
ОтветитьУдалить