Российский Культурный Центр в Тель- Авиве провёл III Всеизраильский конкурс на лучшую методическую разработку "Литература на уроке русского языка".
Когда РКЦ объявил о конкурсе, я сразу захотела участвовать. Но в условиях конкурса говорилось, что необходимо использовать русскую классику.
Честно говоря, это очень сложно в условиях двуязычия. Дети не понимают многих нюансов языка, поэтому классику воспринимать им очень сложно. Но всё же я стала искать подходящее произведение для детей 6-10 лет, которые занимаются в русской школе. И такое произведение нашлось!
Это сказка Виталия Бианки "Мышонок Пик". Сказка разделена на отдельные главы. Я взяла первую главу "Как мышонок попал в мореплаватели", и сделала подробную методическую разработку.
Потом провела урок в классе. Детям он понравилась. Значит, испытание прошло успешно! После этого я отправила эту методическую разработку на конкурс. По итогам конкурса я стала лауреатом III Всеизраильского конкурса на лучшую методическую разработку "Литература на уроке русского языка".
Вот такой диплом я получила.
Вот так меня и других лауреатов награждали в Российском Культурном Центре в Тель - Авиве.
Ну, а вот и сама разработка.
Глава
1 «Как мышонок попал в мореплаватели.»
Объяснение
непонятных слов.
Сказка была написана почти 100 лет назад, и слова писатель употребляет такие, которые
были понятны детям, жившим в это время. Но язык постоянно изменяется, поэтому
некоторые слова уже не употребляются в современном русском языке.
Пускали (кораблики)
- клали на воду и не мешали
плыть.
Прилаживала (паруса) – прикрепляла.
Паруса – специальная ткань, которая крепится на корабле
особым образом. Когда дует ветер, паруса надуваются, и корабль может плыть.
Мачта – высокий столб на корабле для крепления парусов.
(Они как) порскнут – сделали стремительное движение в
сторону.
Порода – разновидность животных, которые отличаются от
других животных того же вида.
Ранил (ножиком) – поцарапал (ножиком).
Взмолилась (сестрёнка) – стала очень сильно просить.
Пассажир – тот, кто едет на каком-то транспорте.
Наладили (парус) – привели в порядок.
Долблёное (судёнышко) – сделанное с помощью
прорезывания, углубления в дереве.
Судёнышко - маленькое
судно, кораблик.
Течение (реки) -
направление движения воды в реке.
Ветер подхватил кораблик – ветер быстро сдвинул с места
кораблик.
И погнал его от берега – грубо удалил, прогнал его от
берега.
На всех парусах – очень быстро, с предельной скоростью
Кликнули - громко
позвали.
Извести всех мышей -
убить всех мышей.
Чулан – небольшая отдельная комната, где лежат запасы еды,
разные инструменты и другие вещи.
Вопросы
по содержанию текста:
·
Что делали дети?
·
Что делал брат?
·
Что делала сестра?
·
Почему брат «взял ножик и
пошёл в кусты»?
·
Кого он увидел в кустах?
·
Почему у мышонка, которого
поймал брат, было ухо в крови?
·
Почему брат хотел убить
мышонка?
·
Что придумала девочка,
чтобы спасти мышонка?
·
Почему девочка пожалела
мышонка?
·
Что произошло с мышонком,
когда дети посадили его на кораблик?
·
Какие чувства испытывал
мышонок, о чём думал, когда дети посадили
его на кораблик, и кораблик поплыл?
Лексические
задания к тексту.
1. Найди нужное
выражение.
В тексте написано: «Лёгкий кораблик на всех парусах исчез за поворотом
реки.» Как сказать по – другому, но так,
чтобы смысл предложения оставался прежним?
Выражение «на всех парусах» можно изменить на:
бегом, быстро, как пуля, полным
ходом, с быстротой молнии, со всех ног, кубарем?
Какие выражения не подходят и
почему?
2.
Объясни значение
слова «перерубил»
3.
Расскажи рассказ от
лица девочки.
4.
Расскажи рассказ от
лица мальчика.
5.
Расскажи рассказ от
лица мышонка.
Грамматические задания к тексту.
1. Скажи и
напиши ласково.
Например, мышь – мышка.
Корабль –
Судно –
Брат –
Сестра –
Кусок –
Тряпка –
Сук –
Нож –
Река –
Ухо –
2.
Найди и зачеркни лишнее
слово.
Порода – природа – дорога - родственник
Полевой –
лесной – поле – полюшко
Корень – корневой – корешок - коричневый
Хлеб – булка – хлебопечка – хлебный
Мыши – мышеловка – мешок – мышиный
Бедный – бедро – беда – бедняга
Перерубил – рубил – вырубил – ножик
3.
Измени выражения из текста.
Измени и напиши, как будто это было вчера:
В речку заброшу -
Он дрожит -
Убью его -
Посадим его -
Потонет в реке -
4.
Измени и напиши
текст.
Измени и напиши текст таким образом, как будто это происходит сейчас, а ты
комментируешь события.
«Наладили парус, посадили мышонка в долблёное
судёнышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от
берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.»
Читайте ещё статьи в рубрике Проект "Развиваем речь и мышление с помощью русской классики." и в рубрике Мои награды
Чудесное занятие по сказке! Поздравляю с победой!
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо.
Удалить