.

.

Перевод этого блога на другие языки.

понедельник, 29 февраля 2016 г.

Осенняя награда. Литература на уроке русского языка.


 Российский Культурный Центр в Тель- Авиве провёл III Всеизраильский конкурс на лучшую методическую разработку "Литература на уроке русского языка".
Когда РКЦ объявил о конкурсе, я сразу захотела участвовать. Но  в условиях конкурса говорилось, что необходимо использовать русскую классику. 

Честно говоря, это очень сложно в условиях двуязычия. Дети не понимают многих нюансов языка, поэтому классику воспринимать им очень сложно. Но всё же я стала искать подходящее произведение для детей 6-10 лет, которые занимаются в русской школе. И такое произведение нашлось! 

Это сказка Виталия Бианки "Мышонок Пик". Сказка разделена на отдельные главы. Я взяла первую главу "Как мышонок попал в мореплаватели", и сделала подробную методическую разработку.

Потом провела урок в классе. Детям он понравилась. Значит, испытание прошло успешно! После этого я отправила эту методическую разработку на конкурс. По итогам конкурса я стала лауреатом III Всеизраильского конкурса на лучшую методическую разработку "Литература на уроке русского языка".

Вот такой диплом я получила.


Вот так меня и других лауреатов награждали в Российском Культурном Центре в Тель - Авиве.

Ну, а вот и сама разработка.

Глава 1 «Как мышонок попал в мореплаватели.»

Объяснение непонятных слов.
Сказка была написана почти 100 лет назад,  и слова писатель употребляет такие, которые были понятны детям, жившим в это время. Но язык постоянно изменяется, поэтому некоторые слова уже не употребляются в современном русском языке.

Пускали (кораблики)  -  клали на воду и не мешали плыть.
Прилаживала (паруса) – прикрепляла.
Паруса – специальная ткань, которая крепится на корабле особым  образом.  Когда дует ветер, паруса надуваются,  и корабль может плыть.
Мачта – высокий столб на корабле для крепления парусов.
(Они как) порскнут – сделали стремительное движение в сторону.
Порода – разновидность животных, которые отличаются от других животных того же вида.
Ранил (ножиком) – поцарапал (ножиком).
Взмолилась (сестрёнка) – стала очень сильно просить.
Пассажир – тот, кто едет на каком-то транспорте.
Наладили (парус) – привели в порядок.
Долблёное (судёнышко) – сделанное с помощью прорезывания,  углубления в дереве.
Судёнышко  - маленькое судно, кораблик.
Течение (реки) -  направление движения воды в реке.
Ветер подхватил кораблик – ветер быстро сдвинул с места кораблик.
И погнал его от берега – грубо удалил, прогнал его от берега.
На всех парусах – очень быстро, с предельной скоростью
Кликнули  - громко позвали.
Извести всех мышей  - убить всех мышей.
Чулан – небольшая отдельная комната, где лежат запасы еды, разные инструменты и другие вещи.

Вопросы по содержанию текста:
·        Что делали дети?
·        Что делал брат?
·        Что делала сестра?
·        Почему брат «взял ножик и пошёл в кусты»?
·        Кого он увидел в кустах?
·        Почему у мышонка, которого поймал брат, было ухо в крови?
·        Почему брат хотел убить мышонка?
·        Что придумала девочка, чтобы спасти мышонка?
·        Почему девочка пожалела мышонка?
·        Что произошло с мышонком, когда дети посадили его на кораблик?
·        Какие чувства испытывал мышонок, о чём  думал, когда дети посадили его на кораблик, и кораблик поплыл?

Лексические задания к тексту.

1.     Найди нужное выражение.
В тексте написано: «Лёгкий кораблик на всех парусах исчез за поворотом реки.» Как  сказать по – другому, но так, чтобы смысл предложения оставался прежним?
Выражение «на всех парусах» можно изменить на:
бегом, быстро, как пуля, полным ходом, с быстротой молнии, со всех ног, кубарем?
Какие выражения не подходят и почему?
2.      Объясни значение слова «перерубил»
3.      Расскажи рассказ от лица девочки.
4.      Расскажи рассказ от лица мальчика.
5.      Расскажи рассказ от лица мышонка.

Грамматические задания к тексту.

1.     Скажи и напиши ласково.
Например, мышь – мышка.
Корабль –
Судно –
Брат –
Сестра –
Кусок –
Тряпка –
Сук –
Нож –
Река –
Ухо –

2.      Найди и зачеркни лишнее слово.
Порода – природа – дорога - родственник
Полевой –  лесной – поле – полюшко
Корень – корневой – корешок - коричневый
Хлеб – булка – хлебопечка – хлебный
Мыши – мышеловка – мешок – мышиный
Бедный – бедро – беда – бедняга
Перерубил – рубил – вырубил – ножик

3.      Измени  выражения из текста.
Измени и напиши, как будто это было вчера:
В речку заброшу -
Он дрожит -
Убью его -
Посадим его -
Потонет в реке -

4.      Измени и напиши текст.
Измени и напиши текст таким образом,  как будто это происходит сейчас, а ты комментируешь события.
«Наладили парус, посадили мышонка в долблёное судёнышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.»




2 комментария :

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...