Научить читать ребенка - билингва в спектре аутизма - это очень непростая задача.
Надо учитывать ещё и тот факт, что ребенок плохо говорит. Не только кучу звуков не выговаривает, но и сказать предложение из 3-х слов ему трудно, а иногда и совсем слова в предложения не складываются.
Ребенку 4 года.
Ещё полтора года назад даже слово "мама" не мог сказать. И вот мы уже учимся читать!
Но как такого малыша научить? Только в игре! Есть ли такие игры? НЕТ!
Те электронные игры, что можно скачать на планшет практически совсем не подходят.
Значит игры я придумываю сама.
Вот одна из игр, которая нравится моему ученику. Хотя надо сказать, что эта "любовь" была не с первого взгляда.
Игра "Палочки - пазлы со слогами (складами)."
Я использую методику складов, которая описана у Зайцева. Замечу, что кубики и таблицу Зайцева я не использую.
Итак, как мы играем.
Я написала 10 складов (слогов) на палочках. Каждый склад написан толстым маркером на двух палочках.
Вот эти склады: КА, ДЯ, ДЕ, МА, МЕ, МИ, БИ, БО, ПУ, ПЕ.
Задание 1: сложить пазлы.
И надо сказать, что это очень и очень непросто сделать. Впервые, когда ребёнок видит палочки с какими-то черточками, то желания складывать особо у малыша нет. Но помогаем ему советами, жестами и другими подсказками. И с каждым разом у него получается всё лучше и лучше.
Следующий этап - обыгрывание каждого склада.
КА - каки. Это вызывает бурный смех. ФУ! Каки!
ДЯ - дядя. Одна палочка у взрослого, а другая палочка у ребенка. Палочками и жестами изображаем дядю. Потом ребенок снова складывает склад из палочек и откладывает в сторону.
ДЕ - дедушка. Обыгрывается как и "дядя".
МА - мама. Обыгрывается как и "дядя".
МЕ - коза. Изображаем палочками козу, кричим "Ме!"
МИ - мишка. Изображаем палочками мишку (игрушку)
БИ - машина. Изображаем машину, которая едет и сигналит: "би - би - би."
БО - больно. Изображаем боль. Болит рука.
ПУ - стрельба. Изображаем, что стреляем из чего - то: "пу -пу- пу".
ПЕ - песенка. Изображаем, что поем песню со складом "ПЕ".
И всё запоминается! Ура!
Отвечаю на вопросы.
Вопрос 1. Зачем учить читать ребенка - аутиста в 4 года?
Да. Я и сама себе задавала этот вопрос и несколько месяцев думала над ответом. И всё -таки пришла к решению, начинать учить читать.
Причем цель: учим читать ребенка, чтобы он умел самостоятельно читать книги на русском языке стоит в нашем списке на самом последнем месте.
А какие цели я поставила на приоритетное место?
1. Четкое проговаривание звуков.
2. Четкое проговаривание слов.
3. Увеличение активного запаса слов.
4. Увеличение количества слов в предложении.
(Не нужно забывать, что я занимаюсь с ребенком - аутистом.)
Именно поэтому с ним все занятия проходят совсем не так, как с обычными детьми.
Если ребёнок нормотипичный, то, конечно, лучше всего начинать обучение чтению с 5 лет. Именно к этому возрасту мозг ребёнка созревает таким образом, чтобы уметь анализировать. Умение анализировать - одно из главных качеств для обучения чтению.
Мой ученик с личиком ангела совсем другой. Его мозг работает по-другому! Как конкретно он работает, думаю, что точно ответить на этот вопрос никто не может на сегодняшний день. Например, он в свои 4 года отлично решает логические задачи для шестилеток, с лёгкостью складывает большие пазлы. Но при этом речь его развита как у двухлетнего ребёнка. Ещё полтора года назад он не только ничего не говорил (даже слово "мама"), но и не хотел заниматься, кричал, плакал, закатывал истерики. Мы вместе с родителями прошли этот период и начали активно развивать речь. Дошли до фразовой речи и решили изменить и усилить нашу программу.
Сейчас решили начать обучение чтению, обучение математики с помощью игры numicon и развитие речи.
Вопрос 2. Почему палочки, а не традиционные карточки со слогами (складами), где гласные - красные, твёрдые согласные - синие, а мягкие согласные - зелёные?
Палочки интереснее, чем карточки. Карточек и картинок у нас в работе таааакое количество, что даже подсчитать невозможно, а я всё печатаю и печатаю новые...
Палочку удобно взять в руку. Когда ребёнок сжимает палочку в руке, он чувствует размер, материал (фанерка), из которого изготовлена палочка. Это нужно для того, чтобы задействовать в обучении ощущения ребенка.
С палочкой удобнее играть. Палочка может превратиться во всё что только захочешь. Одну палочку ребёнок берёт себе, а вторую палочку я беру себе. Вот вам и совместная игра. Задействуем эмоции. А они тоже помогают запоминать. Для ребёнка - аутиста это очень важно!
А потом он снова складывает из палочек склад. Повторение движений, проговаривание. Из этого всего и складывается запоминание, а значит и обучение.
Вопрос 3: Почему методика складов Зайцева, а не традиционное обучение чтению?
Традиционное обучение чтению - это, где мальчик стремительно бежит от одной буквы к другой в букваре Жуковой.
Я читала книги, которые выпустил Зайцев о своей методике, пыталась найти информацию в интернете, но так ничего и не выяснила относительно того, придумал ли склады Зайцев или взял эту методику у кого -то другого. Или Зайцев придумал только кубики и таблицу? Не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос.
Но знаю точно, что до знакомства с методикой Зайцева я не знала что такое "склад".
Я считаю, что методика складов, которую предложил Зайцев, замечательно подходит для детей - билингвов и для детей с проблемами обучения.
Как вы все помните, Зайцев предлагает повесить огромную таблицу со складами высоко на стену. Под этой таблицей он рекомендует прибить 2 узкие и длинные полочки для выкладывания слов из кубиков. Ну и собственно кубики, которые имеют разное наполнение и разное звучание.
Детям предлагаются ВСЕ кубики разом. Как правило, дети, которые видят кубики, сразу начинают в них играть как в обычные кубики, строить дома и кидать друг в друга, поскольку кубики лёгкие. Некоторые дети с удовольствием раздавливают их, чтобы посмотреть на содержимое кубика. Никакие рассказы о том, что кубики хорошие, они помогут нам научиться читать, их нельзя ломать и кидать - не помогают!
Так почему у самого Зайцева, когда он приходил в детский сад учить детей, дети, которые впервые видели кубики, после предварительного рассказа о том, как надо пользоваться кубиками, прекрасно занимались и не портили кубики?
Да потому что это было в 80-х годах прошлого века! Поколение детей было совсем другим! Мир, в котором росли дети, был другим!
Сегодня новое поколение альфа, которое мы учим читать, требует других методик обучения.
А как Зайцев рекомендует работать с таблицей? Он рекомендует пропевать все склады на любую мелодию. Современные дети поколения альфа больше ДВУХ минут не выдерживают того упражнения.
Как вы понимаете, за 2 минуты даже половины складов пропеть не получается!
Что делать?
Нужны другие формы подачи материала, другие игры. Игры, которые подходят детям поколения альфа. И много, очень много разных игр! Чтобы одна игра быстро сменяла другую игру. Вот тогда дети будут учиться с удовольствием.
Я учу детей только в игровой форме! Вот, например, игры, которые я сделала сама и использую в работе.
Пособие «Играем и читаем» предназначено для полилингвальных детей от 4 лет и старше, но его могут использовать и те дети, которые находятся в одноязычной среде, а также дети с особенностями развития.
Читайте ещё статьи в рубрике Развивающие игры своими руками
Комментариев нет :
Отправить комментарий