.

.

Перевод этого блога на другие языки.

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Обучение чтению на палочках.



Научить читать ребенка - билингва в спектре аутизма - это очень непростая задача.
Надо учитывать ещё и тот факт, что ребенок плохо говорит. Не только кучу звуков не выговаривает, но и сказать предложение из 3-х слов ему трудно, а иногда и совсем слова в предложения не складываются.

Ребенку 4 года.
Ещё полтора года назад даже слово "мама" не мог сказать. И вот мы уже учимся читать!

Но как такого малыша научить? Только в игре! Есть ли такие игры? НЕТ!
Те электронные игры, что можно скачать на планшет практически совсем не подходят.

Вот одна из игр, которая нравится моему ученику. Хотя надо сказать, что эта "любовь" была не с первого взгляда.

Игра "Палочки - пазлы со слогами (складами)."
Я использую методику складов, которая описана у Зайцева. Замечу, что кубики и таблицу Зайцева я не использую.
Итак, как мы играем.

Я написала 10 складов (слогов) на палочках. Каждый склад написан толстым маркером на двух палочках.
Вот эти склады: КА, ДЯ, ДЕ, МА, МЕ, МИ, БИ, БО, ПУ, ПЕ.

Задание 1: сложить пазлы.
И надо сказать, что это очень и очень непросто сделать. Впервые, когда ребёнок видит палочки с какими-то черточками, то желания складывать особо у малыша нет. Но помогаем ему советами, жестами и другими подсказками. И с каждым разом у него получается всё лучше и лучше.
Следующий этап - обыгрывание каждого склада.
КА - каки. Это вызывает бурный смех. ФУ! Каки!
ДЯ - дядя. Одна палочка у взрослого, а другая палочка у ребенка. Палочками и жестами изображаем дядю. Потом ребенок снова складывает склад из палочек и откладывает в сторону.
ДЕ - дедушка. Обыгрывается как и "дядя".
МА - мама. Обыгрывается как и "дядя".
МЕ - коза. Изображаем палочками козу, кричим "Ме!"
МИ - мишка. Изображаем палочками мишку (игрушку)
БИ - машина. Изображаем машину, которая едет и сигналит: "би - би - би."
БО - больно. Изображаем боль. Болит рука.
ПУ - стрельба. Изображаем, что стреляем из чего - то: "пу -пу- пу".
ПЕ - песенка. Изображаем, что поем песню со складом "ПЕ".
И всё запоминается! Ура!



Отвечаю на вопросы.
Вопрос 1. Зачем учить читать ребенка - аутиста в 4 года?
Да. Я и сама себе задавала этот вопрос и несколько месяцев думала над ответом. И всё -таки пришла к решению, начинать учить читать.
Причем цель: учим читать ребенка, чтобы он умел самостоятельно читать книги на русском языке стоит в нашем списке на самом последнем месте.
А какие цели я поставила на приоритетное место?
1. Четкое проговаривание звуков.
2. Четкое проговаривание слов.
3. Увеличение активного запаса слов.
4. Увеличение количества слов в предложении.
(Не нужно забывать, что я занимаюсь с ребенком - аутистом.)
Именно поэтому с ним все занятия проходят совсем не так, как с обычными детьми.

Если ребёнок нормотипичный, то, конечно, лучше всего начинать обучение чтению с 5 лет. Именно к этому возрасту мозг ребёнка созревает таким образом, чтобы уметь анализировать. Умение анализировать - одно из главных качеств для обучения чтению.
Мой ученик с личиком ангела совсем другой. Его мозг работает по-другому! Как конкретно он работает, думаю, что точно ответить на этот вопрос никто не может на сегодняшний день. Например, он в свои 4 года отлично решает логические задачи для шестилеток, с лёгкостью складывает большие пазлы. Но при этом речь его развита как у двухлетнего ребёнка. Ещё полтора года назад он не только ничего не говорил (даже слово "мама"), но и не хотел заниматься, кричал, плакал, закатывал истерики. Мы вместе с родителями прошли этот период и начали активно развивать речь. Дошли до фразовой речи и решили изменить и усилить нашу программу.

Сейчас решили начать обучение чтению, обучение математики с помощью игры numicon и развитие речи.
Вопрос 2. Почему палочки, а не традиционные карточки со слогами (складами), где гласные - красные, твёрдые согласные - синие, а мягкие согласные - зелёные?

Палочки интереснее, чем карточки. Карточек и картинок у нас в работе таааакое количество, что даже подсчитать невозможно, а я всё печатаю и печатаю новые...
Палочку удобно взять в руку. Когда ребёнок сжимает палочку в руке, он чувствует размер, материал (фанерка), из которого изготовлена палочка. Это нужно для того, чтобы задействовать в обучении ощущения ребенка.
С палочкой удобнее играть. Палочка может превратиться во всё что только захочешь. Одну палочку ребёнок берёт себе, а вторую палочку я беру себе. Вот вам и совместная игра. Задействуем эмоции. А они тоже помогают запоминать. Для ребёнка - аутиста это очень важно!
А потом он снова складывает из палочек склад. Повторение движений, проговаривание. Из этого всего и складывается запоминание, а значит и обучение.

Вопрос 3: Почему методика складов Зайцева, а не традиционное обучение чтению?

Традиционное обучение чтению - это, где мальчик стремительно бежит от одной буквы к другой в букваре Жуковой.
Я читала книги, которые выпустил Зайцев о своей методике, пыталась найти информацию в интернете, но так ничего и не выяснила относительно того, придумал ли склады Зайцев или взял эту методику у кого -то другого. Или Зайцев придумал только кубики и таблицу? Не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос.
Но знаю точно, что до знакомства с методикой Зайцева я не знала что такое "склад".
Я считаю, что методика складов, которую предложил Зайцев, замечательно подходит для детей - билингвов и для детей с проблемами обучения.
Как вы все помните, Зайцев предлагает повесить огромную таблицу со складами высоко на стену. Под этой таблицей он рекомендует прибить 2 узкие и длинные полочки для выкладывания слов из кубиков. Ну и собственно кубики, которые имеют разное наполнение и разное звучание.
Детям предлагаются ВСЕ кубики разом. Как правило, дети, которые видят кубики, сразу начинают в них играть как в обычные кубики, строить дома и кидать друг в друга, поскольку кубики лёгкие. Некоторые дети с удовольствием раздавливают их, чтобы посмотреть на содержимое кубика. Никакие рассказы о том, что кубики хорошие, они помогут нам научиться читать, их нельзя ломать и кидать - не помогают!
Так почему у самого Зайцева, когда он приходил в детский сад учить детей, дети, которые впервые видели кубики, после предварительного рассказа о том, как надо пользоваться кубиками, прекрасно занимались и не портили кубики?
Да потому что это было в 80-х годах прошлого века! Поколение детей было совсем другим! Мир, в котором росли дети, был другим!
Сегодня новое поколение альфа, которое мы учим читать, требует других методик обучения.
А как Зайцев рекомендует работать с таблицей? Он рекомендует пропевать все склады на любую мелодию. Современные дети поколения альфа больше ДВУХ минут не выдерживают того упражнения.
Как вы понимаете, за 2 минуты даже половины складов пропеть не получается!
Что делать?
Нужны другие формы подачи материала, другие игры. Игры, которые подходят детям поколения альфа. И много, очень много разных игр! Чтобы одна игра быстро сменяла другую игру. Вот тогда дети будут учиться с удовольствием.
Я учу детей только в игровой форме! Вот, например, игры, которые я сделала сама и использую в работе.





Пособие «Играем и читаем» предназначено для полилингвальных детей от 4 лет и старше, но его могут использовать и те дети, которые находятся в одноязычной среде, а также дети с особенностями развития.



Читайте ещё статьи в рубрике Развивающие игры своими руками


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...